Несколько дней назад парламент Армении по предложению президента объявил амнистию, в результате которой на свободу вышли осужденные по делу «1-го марта» оппозиционеры. Свой комментарий по этому поводу агентству «Медиамакс» дал руководитель канцелярии экс-президента Армении Виктор Согомонян.
— Объявление амнистии, безусловно, гуманный шаг. Ведь на свободе оказались не только те, кто несут прямую ответственность за организацию массовых беспорядков 1 марта и гибель 10 человек. Что касается одной из подразумевающихся целей амнистии — ослабления внутриполитической напряженности, то сегодня трудно делать прогнозы по этому поводу, особенно на фоне известных заявлений вышедших на свободу оппозиционеров.
Меня несколько озадачил другой факт: целый ряд политиков и СМИ представили эту амнистию как «беспрецедентное событие», а освобождение политзаключенных — как «очередной шаг по преодолению наследия Кочаряна». Эти утверждения изумляют. Во-первых, с момента обретения независимости наше государство уже несколько раз объявляло амнистию (если не ошибаюсь, эта амнистия — седьмая по счету). В период правления Роберта Кочаряна амнистия объявлялась трижды – в 1998-м, в 2001-м и 2006-м гг. Так что, ничего беспрецендентного в этом, разумеется, нет.
Что же касается «очередного шага по преодолению…», то вынужден напомнить, что в 1998-2007гг. в Республике Армения не было ни одного политзаключенного. Это общеизвестный факт. Вышедшие недавно на свободу политики были осуждены и приговорены к различным срокам заключения уже после апреля 2008 года. Так что, о каком-либо «наследии» и тем более — его «преодолении» не может быть и речи, — в частности, заявил Согомонян.
Отметим, что вопреки требованию оппозиции в неволе до сих пор остаются гражданин Франции Саргис Ацпанян и тюрколог, османовед Мурад Боджолян. Последний находится в заключении с января 2002 года. Его обвинили в сотрудничестве с турецкими спецслужбами. Боджолян обвиняется по признакам статьи 59 УК – за предоставление информации о государственных, военных или тайнах иного характера.