После встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Казани 24 июня неизбежно возникнут разочарования, потому что вряд ли стоит ожидать, что Ереван и Баку вдруг сделают нечто невероятное, что резко отличалось бы от их прежних позиций. Об этом интервью vesti.az заявил председатель Международного клуба «Триалог», российский политолог Дмитрий Поликанов (на фото).
Более того, Армения, по словам эксперта, связана еще и позицией собственно армянских лидеров Карабаха, которую она просто проигнорировать не может: «Не исключена вероятность, что даже в случае достижения какого-то соглашения, именно Карабах может по факту заблокировать его своим неприятием».
Он отметил, что в Армении идет нагнетание карабахской темы. «За любые уступки оппозиция не преминет предъявить счет властям. Собственно это одна из причин, почему разговоры о грядущем соглашении вызывают скепсис. В Азербайджане, где главным является принцип территориальной целостности нежели самоопределения народов, уступки также будут восприняты как слабость – столько времени готовились к войне, а в итоге какие-то соглашения, какой-то компромисс. «Продать» это публике как силу духа азербайджанских военных, сломившую в итоге сопротивление армянской стороны, будет очень трудно. Поэтому если стороны всерьез настроены на принципиальное соглашение, им нужно проделать большую «домашнюю работу», времени на которую почти не остается».
Говоря о возможности военного решения конфликта, Поликанов отметил, что все будет зависеть от позиции Азербайджана. «В Баку, так или иначе, растет разочарование переговорным процессом. У Азербайджана, действительно, есть соблазн разрубить этот гордиев узел. Но делать это сразу после саммита, в ответ на отсутствие договоренностей было бы политически неправильно. Это нанесло бы серьезный урон международным позициям Азербайджана, было бы расценено как проявление агрессивной политики, заведомо поместив Армению в статус жертвы, к которой проникнутся симпатией. В этом смысле, как это ни цинично звучит, Баку было бы логичнее дождаться очередной провокации или организовать ее – для любой войны, которая хочет выглядеть справедливой, нужен casus belli».
Комментируя посредническую деятельность Москвы, Парижа и Вашингтона, политолог заявил, что у них по-прежнему нет никаких серьезных рычагов давления на Баку и Ереван: «Все эти годы посредникам не удавалось пойти дальше констатаций. Многие моменты, благоприятные для «выкручивания рук» противоборствующим сторонам, были упущены. Наверстать все это лишь за день саммита в Казани кажется почти нереальным».