28 февраля 2008 года через 9 дней после выборов президента Армении, когда акции протеста в центре Еревана продолжались уже восьмой день, второй президент Роберт Кочарян в сопровождении главы своей администрации Армена Геворкяна, советника Вигена Саргсяна, министра иностранных дел Вардана Осканяна встретился с временным поверенным в делах посольства США Джозефом Пеннингтоном и главой полиции дипмиссии.
Как говорится в рассекреченной сайтом WikiLeaks депеше Пеннингтона в Госдеп, встреча состоялась по просьбе Кочаряна.
«Кочарян в присущей ему непринужденной, дружеской манере шутил, но не совсем нискренне. Он абсолютно монополизировал беседу и говорил только он, несмотря на предварительное желание выслушать нас.
Поведение и жесты Осканяна говорили много интересного о нем. Он время от времени раскачивался взад и вперед смотря то в потолок, то на свою обувь. Осканян покинул нас на половине, чтобы встретиться со спецпредставителем Евросоюза Питером Семнеби.
Кочарян выражая обеспокоенность, хотел выяснить, заняло ли США чью-либо позицию в противостоянии власти и оппозиции», — пишет американский дипломат.
Кочарян, как пишет Пеннингтон, приняв факт прослушивания разговоров оппозиционеров, сказал: «Мы ЗНАЕМ (заглавные буквы — авт.), а не сомневаемся, ЗНАЕМ, что соратники Тер-Петросяна и тактики оппозиции в разговорах между собой часто отмечают необходимость консультаций с посольством США».
«Он поинтересовался, ведут ли они с нами переговоры и мы ли направляем ЛТП», — пишет Пеннингтон, который дал президенту отрицательный ответ.
«Мы уверены, что Кочарян прекрасно информирован о частоте посещения сотрудниками посольства площади Свободы, звонках и переписке о кампании ЛТП. Считаем, что он [Кояарян] затеял небольшую игру, чтобы вывести нас из равновесия, а также предупредить нас в вопросе сотрудничества с ЛТП.
Кочарян сказал, что до тех пор пока внешние силы никак не поощраяют и не помогают собравшимся на площади людям, проблем не будет. Идеальным решением, по его словам, будет, если стороннники ЛТП естественным образом уйдут, и народ поймет, ЛТП исчерпал себя.
Президент Армении сказал, что «опасный момент» был несколько дней назад, и он был связан с Союзом добровольцев «Еркрапа», когда ситуация могла выйти из политической плоскости и вылиться в вооруженное насилие. Кочарян сказал, что этот вопрос он решил за один день. Руководство «Еркрапа», по его словам, теперь понимают, что если они попытаются применить силу в пользу ЛТП, то встретят сопротивление не только полиции, но всей армии.
Отвечая на обеспокоенность арестами активистов оппозиции, Кочарян сказал: «Вы в США что делаете с террористами? Мы никогда не осуждаем вас за это. Аресты были необходимы для того, чтобы убедиться, что на площади Свободы нет вооруженных людей».
Кочарян настаивал на том, что клбчевые фигуры «Еркрапа» и некоторые левонаканы, приходили на митинги с оружием. По словам президента, арест нескольких из них расставил все по своим местам, и спецслужбы теперь уверены, что вооруженных людей на площади нет.
С одной стороны, Кочарян заявил, что за ношение оружия арестован только Сурен Суренянц. С другой стороны, он отметил, что может на законных основаниях бросить в тюрьму всез организаторов митингов ЛТП и выступающих, которые нарушают закон оскорблениями в адрес руководства страны. Это второй президент представил в качестве своей сдержанности.
В ходе встречи Кочарян по-разному говогрил о том, когда пошлет полицию на разгон площади. Он то говорил, что время играет на руку властей, и они могут еще спокойно ждать. В следующий момент он говорил о важности того, чтоб не выглядеть слабым и необходимости применения силы закона. Он объявил, что, если решит очистить площадь, то сделает это за 40 минут, хотя знает, что при этом пострадают люди, чего он не хочет.
При этом он отметил, что продолжающиеся демонстрации сторонники ЛТП могут интерпретировать как неспособность правоохранительных органов очистить площадь, что толкнет их на осуществление последующих незаконных действий. Народ, по словам Кочаряна, должен знать, что власти сильны и в состоянии защитить закон», — в частности, пишет Пеннингтон.
В своем комментарии дипломат пишет, что в ходе беседы занимал доминирующую позицию и почти не давал говорить собеседнику. «Не ясно, действительно ли он думает, что подобное ведение беседы эффективно для того, чтобы убедить нас в нашей неправоте. Или же он желает показать, что все факты на его стороне», — отмечает Пеннингтон, подчеркивая, что Кочарян имеет «жуликоватую харизму и с ним трудно спорить».