Завтра начинается визит верховного представителя ЕС по политике безопасности Кэтрин Эштон в страны Южного Кавказа. Первый пункт турне – Баку, затем – Тбилиси, а 17 ноября она завершит поездку посещением Еревана. На встречах Кэтрин Эштон с главами стран речь будет идти об интенсификации роли ЕС в урегулировании конфликтов. Главным образом карабахского. При этом муссируются также слухи о том, что и США готовы перехватить у России роль главного посредника в армяно-азербайджанских переговорах, пишет сегодня «Независимая газета».
— То, что Европа недовольна стагнацией карабахского процесса, подтверждает заявление находившегося на днях в Ереване члена Европарламента Кристиана Вигенина. После встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном Вигенин сказал журналистам: «Мы считаем, что ЕС должен больше быть вовлечен в процесс урегулирования карабахского конфликта… Мы видим, что формат Минской группы ОБСЕ не приводит к какому-либо результату на протяжении многих лет, и в связи с этим что-то должно произойти, измениться». По его словам, в Европарламенте проходили обсуждения, и, в частности, предлагалось заменить французского сопредседателя на представителя ЕС, не исключено, что этим представителем могла бы стать комиссар по внешним связям и безопасности ЕС Кэтрин Эштон. «Важно ввести новых игроков в этот процесс», – считает Кристиан Вигенин.
С заявлениями европейского депутата, сделанными в Ереване, перекликается информация, которую со ссылкой на азербайджанского политолога Расима Агаева обнародовали бакинские СМИ. По его словам, США стремятся вывести страны Закавказья из орбиты влияния официальной Москвы. С этой целью Вашингтон реализует проект «Большой Кавказ», который был разработан еще при Джордже Буше-младшем, суть которого – закрепиться в регионе и продвигать американские интересы. С учетом того, что Грузия враждебно настроена к России, а азербайджанская правящая элита обозначила большие устремления к Западу, чем к Москве, у США в регионе остается одна проблема – Армения, которая является стратегическим союзником России. «Вывести ее из-под влияния России – непростая, но достижимая цель», – полагает Агаев.
Вытеснить Россию из карабахского процесса, в частности и из Южно-Кавказского региона в целом, – непосильная задача, считает живущий в Берлине политолог Ашот Манучарян, еще и потому, что для изменения формата переговоров необходимо желание и согласие всех его участников, а тут подходы – разные. «Москва не отойдет от карабахской проблемы и не переложит бремя главного посредника по переговорам на плечи хоть США, хоть ЕС. Так как в этом случае Россия распишется под собственной несостоятельностью притязаний на значимость в мировом масштабе. Обозначив бессилие в урегулировании карабахского конфликта, Москва даст повод Западу игнорировать ее мнение в более сложных цивилизационных конфликтах – таких как северокорейский, иранский или афганистанский. Уверен, что Россия не откажется от амбиций великой державы. Тем более с учетом возвращения на президентский пост Владимира Путина», – сказал «НГ» доктор Манучарян. Он при этом не исключил необходимости внесения некоторых корреляций в переговорный процесс, например, возвращения в него представителей Нагорного Карабаха.
Развивая идею изменений в формате переговоров, способных привести к позитивным подвижкам, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов в интервью австрийскому изданию Der Standard отметил, что залогом прогресса в решении проблемы могло бы стать «совместное проживание двух общин». Поставив, таким образом, вопрос о возвращении азербайджанских беженцев в Нагорный Карабах, Азимов при этом подчеркнул, что «компромиссное решение, на которое может пойти Азербайджан в урегулировании конфликта, не предполагает передачи каких-либо территорий Армении».
Заявление азербайджанского дипломата не осталось без внимания Степанакерта. Руководитель Главного информационного управления аппарата президента НКР Давид Бабаян, комментируя интервью Азимова, сказал «НГ», что некоторые его фрагменты внушают оптимизм. «В частности, мы согласны с высказыванием о том, что решение конфликта не предполагает передачу территорий Армении. Карабахский конфликт – это не армяно-азербайджанский территориальный конфликт и даже не конфликт между Ереваном и Баку, но конфликт между Степанакертом и Баку, требующий для своего решения прямого диалога», – сказал «НГ» Бабаян. Что же касается возможного возвращения беженцев в Карабах, то, по его словам, руководство республики никогда не выступало против этого. «Мы готовы принять граждан азербайджанской национальности при одном условии: если они захотят стать гражданами НКР и интегрироваться в карабахское общество».