В ходе выступления на митинге Армянского национального конгресса лидер АНК, первый президент Армении Левон Тер-Петросян выразил желание открыть небольшую тайну, «оставаясь верным принципу Конгресса вести открытую политику и ничего от общества не скрывать».
«Оценить новую политическую ситуацию, сложившуюся в результате противоречий между Республиканской партией (РПА) и «Процветающей Арменией» (ППА), я собирался еще на предыдущем митинге. Однако в центральном офисе Конгресса консенсуса по этому вопросу найдено не было, поэтому я на время отказался от этой мысли. И хотя консенсуса до сих пор нет, беспокойство о возможности отстать от политических процессов вынуждает меня, хоть и с опозданием, но затронуть этот актуальный вопрос. Сказанное ниже не является официальной точкой зрения Конгресса, это мое личное мнение, следовательно, всю ответственность за него несу я.
В этом вопросе я опираюсь на следующее: конфликт между РПА и ППА — уже состоявшийся факт, которым не может пренебречь ни одна серьезная политическая сила. В лице ППА, по сути, вырисовывается формирование третьей силы, которую давно ждут в политических кругах. Однако, вопреки всем прогнозам, это происходит не на оппозиционном поле, а в лагере власти. Справедливости ради, однако, стоит отметить, что такое развитие событий предсказал только один политолог – Армен Бадалян.
Причем, с точки зрения развития событий совершенно неважно, чем закончится этот конфликт РПА-ППА. Если даже последняя снова спасует и будет вынуждена подтвердить свою преданность коалиционному меморандуму на очной ставке, это все равно не значит, что в какой-то момент она снова не откажется от этого, хотя, конечно, эти потрясения могут иметь отрицательное воздействие на рейтинг «Процветающей Армении». А рейтинг просто упадет до 0, если ППА не отгородится от Роберта Кочаряна и тем самым не избежит угрозы взять на себя ответственность за кровь, пролитую вторым президентом 1 марта 2008 года (силовой разгон мирной демонстрации, гибель 10 человек – ред.).
«Процветающая Армения» окончательно потеряет свое лицо и в случае, если, довольствуясь статусом младшего брата, примет участие в парламентских выборах единым списком с республиканцами. Трудно представить большее унижение или более короткий путь ППА к самоуничтожению, потому что тем самым она поставит крест на всех своих претензиях быть достойной политической силой», — заявил первый президент.
По его словам, сложно угадать, насколько глубокие корни пустят разногласия, возникшие внутри правящей коалиции:
«Но если выяснится, что «Процветающая Армения» искренне намерена выйти из коалиции и бороться за проведение действительно справедливых и законных выборов, то, по-моему, в таком случае Армянский национальный конгресс должен быть готов всерьез обсудить возможности и перспективы сотрудничества с ППА. Это сотрудничество может проявляться по-разному, это будет определено в ходе обсуждений, исключив только вариант участия в выборах единым списком. Заверяю, что сотрудничество между Армянским национальным конгрессом и «Процветающей Арменией» в состоянии кардинально изменить расклад политических сил и стать серьезным гарантом восстановления конституционного порядка и осуществления необходимых реформ в интересах народа. В то же время это может стать основой формирования более широкого фронта оппозиционных сил».
Для предотвращения возможных спекуляций Тер-Петросян подчеркнул, что сказанное им является не предложением о сотрудничестве, адресованном ППА, а всего лишь политологическим анализом или информацией к размышлению, «тем более, что до сих пор между Конгрессом и этой силой не было никаких контактов или предварительных обсуждений».