В Центре Современного Искусства в азербайджанской столице Баку 8-11 декабря состоится открытие выставки «Оружие массового поражения» — WMD.
Как сообщает kultura.az, на выставке будут продемонстрированы концептуальные работы художников Гусейна Хаквердиева и Рамига Мехтиева «Не-понимание» , Сабины Шихлинской «Без комментариев», Бахрама Халилова «Человеческие игры. X&0. Война», Йешим Агаоглу «Руки вверх» и «Что хорошего в войне», Рены Эффенди «серия Чернобыль», Сары Нил-Джонс «Точка зрения» и «Зеленая зона» и Эльмира Мирзоева «Unnamed (ideal)».
В сопроводительной брошюре выставки профессор Рахман Бадалов пишет: «Неожиданное название для выставки современного концептуального искусства. Почему WMD? Что может искусство? Горький парадокс.
Научный, технический, технологический, социальный прогресс – это WMD
Новейшая технология массового поражения, способная уничтожить всё человечество – это тоже WMD
Когда-то война была нормой.
Если другие не такие как мы, не люди, их следует уничтожать. Их кровь смывается как вода. Было просто и понятно.
Возник культ героического. Богатыри, джигиты, викинги, рыцари. Победить других — высшая доблесть. Пожертвовать собой — высокая жертвенность. Культура захлёбывалась от восторга.
Стрелковое оружие не отменило героику. Американский ковбой стал героем экранов. Пистолет и винтовка стали детской игрушкой. Культура продолжала очеловечивать героику. Восторг не проходил.
Наступил ХХ век. Героика вдруг лопнула как мыльный пузырь. Газовая атака не имела лица. Без лица оказался и человек, надевший противогаз. О героике он и не помышлял. Пытался сохранить хотя бы глоток воздуха. Чтобы выжить.
Теперь боролись не один на один, как раньше предводители перед своим войском. Страны на страны. Континенты на континенты. Религии на религии. Цивилизации на цивилизации.
Войны стали мировыми. Приходилось уничтожать массы. Огромные массы. Тогда и появилось WMD.
Когда-то человек осознал свою смертность. Теперь свою смертность осознало человечество. С этим дамокловым мечом пришлось жить. Уже навсегда.
Человечество не сразу поняло, что время героики прошло. Инерция продлилась на целый век. Еще продолжаются региональные войны. Еще витает прошлый дух героики. Но война стала уродливой. С WMD просто самоубийственной.
Инерция продолжалась. Не все сразу поняли, что другие такие же, как они. Что чужая кровь больше не смывается. Разрушает сознание. Доводит до безумия. Но восторг уже прошел. Осталась только горечь.
WMD стало зловещим символом подавления всего человеческого.
WMD стало зловещим символом исчезновения человечества как рода.
Но так ли безнадежен мир, в котором существует WMD.
На это отвечают наши художники. Отвечают своим творчеством, инсталляцией, видеоартом, граффити, фотографией. Художники противопоставляют этому монстру цивилизованной эпохи свой гнев и свою иронию, свою боль и свой сарказм, свое презрение и свое прозрение.
Они смело смотрят в глаза этому монстру. Не отводят глаз. Они смеются над ним, каждый по-своему. Одни со злостью, вторые саркастически, третьи дерзко, четвертые с горечью, пятые издевательски, шестые презрительно, седьмые просто иронизируя.
Они предупреждают, не бойтесь. Монстр так монстр. Сколько их было монстров, чудовищ Человеческое неистребимо. Если не бояться. Если суметь сохранить человеческое.
Кто- то скажет, наивно, смешно. Что они могут, группа художников из одной, далеко не самой могущественной, страны. Что они могут противопоставить современному монстру цивилизованной эры. Что они могут противопоставить политикам, от которых зависят
судьбы миллионов. Что они могут.
Но во все времена Давид выглядел беспомощным перед грозным Голиафом. Но Голиафу так и не удается окончательно победить Давида. Никак не удается. Человеческое неистребимо. Пока?».