Насаждение понятия «межобщинности» со стороны властей Азербайджана направлено на искажение сути карабахского конфликта, трансформацию фактического трехстороннего формата. С подобным заявлением выступило в пятницу, 9 декабря, МИД Карабаха.
«Азербайджано-карабахский конфликт является результатом неспособности официального Баку проявлять цивилизованные подходы в решении проблемы, возникшей вследствие естественного процесса дезинтеграции в период распада СССР.
Сформированная в полном соответствии как с действующим законодательством того периода, так и со всеми международными нормами Нагорно-Карабахская Республика стала объектом полномасштабной военной агрессии со стороны Азербайджана, направленной на физическое истребление граждан НКР. Потерпев фиаско в развязанной им войне, Баку, к сожалению, стал изощряться в интригах и провокациях в политической сфере. Попытки представить карабахский конфликт в качестве «межобщинного» являются пропагандистским трюком официального Баку, призванным отвлечь международное сообщество от реальной сути проблемы, и в очередной раз свидетельствуют об отсутствии у азербайджанских властей политической воли и желания мирно урегулировать конфликт.
«Межобщинный» формат преследует далеко идущие цели, в частности, одностороннее возвращение в Нагорный Карабах азербайджанских беженцев без решения вопроса полумиллиона депортированных из Азербайджана армян;
сведение проблемы бывшей «колонии» и бывшей «метрополии» к межэтническим проблемам жителей региона, в то время как она является следствием общей дискриминационной политики властей Азербайджана по отношению к карабахским армянам;
игнорирование фактора субъектности Нагорно-Карабахской Республики и представление состоявшегося карабахского государства как региона в составе Азербайджана с равными правами двух общин.
В конечном итоге, по расчетам Баку, все вышеперечисленное должно лечь в основу решения проблемы в изначально нежизнеспособном формате «самоопределения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана».
Карабахская сторона считает «межобщинный» подход не только бесперспективным, но и крайне опасным, поскольку он ведет миротворческий процесс в тупик и дискредитирует саму идею миротворчества, вносит дополнительную напряженность и недоверие между обществами сторон конфликта.
Попытка искусственного наделения азербайджанского меньшинства указанным статусом лишена какой-либо юридической основы, в частности, противоречит решению Будапештского саммита ОБСЕ (1994г.) о признании Нагорного Карабаха самостоятельной стороной конфликта, без упоминания «общин». Право на самоопределение населения Нагорного Карабаха не зависело от наличия консенсуса между армянами и азербайджанцами. Бывшие жители Нагорного Карабаха азербайджанской национальности, которым была предоставлена возможность со стороны карабахских властей принять участие в голосовании и решении дальнейшей судьбы края, предпочли покинуть Карабах и стать гражданами новопровозглашенной Азербайджанской Республики.
Конструктивный диалог между гражданами НКР и бывшими азербайджанскими жителями Нагорного Карабаха возможен лишь после юридического признания Нагорно-Карабахской Республики. Только прямые переговоры политического руководства Нагорного Карабаха и Азербайджана способны принести конкретные результаты по всеобъемлющему решению проблемы и установлению долгосрочного мира в регионе», — сказано в заявлении Степанакерта.