8 декабря директор ереванской средней школы №94 Сусанна Варданян организовала родительское собрание, цель которого, по словам директора, — понять безразличие родителей и выслушать их недовольство по поводу вопроса отопления. Именно с него и началась скандальная история, в результате которой был арестован активист-бельгиец Люк Вадевале.
28 ноября Вадевале вместе с женой, членом Армянского национального конгресса Гаяне Варданян отправился в школу, чтобы выяснить, почему с каждого ученика собирают по 3000 драм (около $8) на отопление. Ранее Варданян сообщила, что между заместителем директора и несколькими учителями началась словесная перепалка относительно вопроса отопления. В этот момент, как утверждает Варданян, ее муж случайно задел висевший на стене портрет Сержа Саргсяна. Портрет упал, при этом разбилось покрывающее его стекло. Вадевале арестовали, обвинив в хулиганстве, и выпустили 30 ноября.
Корреспондент Epress.am посетил школу и побеседовал с обеими сторонами, узнав от директора и родителей подробности внеочередного родительского собрания.
Сусанна Варданян поинтересовалась у родителей и детей о наличии недовольства, однако с жалобой выступила только дочь Гаяне Варданян, указав на условия в школе.
В беседе с Epress.am директор заявила, что проблемы с отоплением начались еще в 2009 году.
«В 2009 году, эксплуатируя котельную, из-за погодных условий мы не заметили, что в результате упущения в монтажной работе один из трех двигателей работал очень плохо. Так как в этом году началось резкое похолодание, мы поняли, что с двигателями не все ладно, и решили предпринять меры, чтобы обеспечить стабильную температуру в классах. Я распорядилась о том, чтобы во всех классах установили дополнительные электрические обогреватели. Но в классе, в котором учится дочь Люка Вадевале, обогреватель не установили. Тогда один из выпускников нашей школы предложил свою помощь и поменял двигатель, который также испортился через 5 дней», — рассказала она.
По словам директора, в тот момент школа не имела средств на восстановление работы двигателя, так как за ремонт 2 двигателей специалисты требовали 800 000 драм.
«Я организовала внеочередное заседание родительского совета, мы обсудили этот вопрос и родители предложили финансовую помощь, чтобы нам не пришлось прекращать занятия на неопределенный срок. И мы раздали номер счета нашей школы, что не запрещается законом. В понедельник, когда я снова занималась вопросами котельной, в школу приходит Гаяне Варданян с мужем, открывает дверь класса и, узнав, что в данный момент их дочь находится на уроке французского на втором этаже, они поднимаются и мешают уроку. Затем, по просьбе заместителя директора, они спускаются вниз, где и происходит инцидент. Не сумев успокоить родителя, они звонят мне, а я даю указание вызвать полицию. Когда я прибыла в школу, полицейские уже были на месте. Позднее я узнала, что Люк Вадевале арестован», — рассказала Варданян.
Директор заверила, что во время инцидента ее в школе не было, и о случившемся она узнала от учителей.
Она обратилась в полицию для защиты интересов и прав школы.
«С самого начала Люк и Гаяне жаловались на условия в нашей школе, говоря о стенах, туалетах, отоплении. Мы говорили – это все, что у нас есть. Если не устраивает, можете перевести ребенка в другую школу. Я даже говорила с Люком отдельно, при помощи переводчика, и просила, чтобы он не входил в школу со своими требованиями, потому что наши школы нельзя сравнивать с европейскими. Они отказались переводить ребенка в другую школу, аргументировав это тем, что учительский состав очень хорош и их жалобы относятся к школьным условиям. Я неоднократно говорила, что это школа, и в любую минуту могут возникнуть трудности. Закон не запрещает родителю помогать школе, и я обратилась к этой помощи. Пусть государство само подумает, насколько оно ратует за нужды и проблемы школы», – заявила Сусанна Варданян.
До инцидента директор обратилась в министерство образования, сообщив о ряде имеющихся в школе проблем, в том числе о котельной.
«Уже в понедельник произошел этот инцидент, за чем последовал ответ министерства, согласно которому, мы не организовывали никаких незаконных сборов денег. Господин Ашотян [министр образования] подтвердил, что любое посягательство на наше государство должно быть наказано», — отметила она.
По убеждению Гаяне Варданян, не разбейся стекло на портрете, всей этой истории не было бы. Она также отрицает утверждения замдиректора и учителей о том, что ее муж матерился и оскорблял их, указывая на свои половые органы.