Роль России в том, что без размещения миротворческих сил вот уже 18 лет удается соблюдать режим прекращения огня на линии соприкосновения войск в зоне карабахского конфликта, переоценивается. Такое мнение на страницах бакинской газеты «Зеркало» высказал обозреватель Рауф Миркадыров.
В соседней Грузии этот фактор также присутствовал, даже в виде миротворческих сил, но все же сторонам конфликта не удалось избежать возобновления боевых действий. На ливано-израильской границе также размещены миротворческие силы ООН. Но и там время от времени возобновляются широкомасштабные боевые действия. И вообще, как показывает практика, размещение международных разъединительных сил без урегулирования самого конфликта неэффективно с точки зрения предотвращения возобновления боевых действий, — говорится в публикации.
«Отсюда и возникает вопрос: почему же ни армянская, ни азербайджанская стороны в течение 18 лет так и не спровоцировали возобновление боевых действий? Ведь существующий статус-кво в той или иной степени не устраивает обе стороны. В Баку считают, что оккупированы его территории, а Армения остается вне региональных интеграционных процессов. Таким образом, обе стороны должны быть заинтересованы в коренном изменении существующего военно-политического баланса сил, чтобы добиться приемлемых для себя условий мира. А самый короткий путь лежит через новую войну. Однако, несмотря на многочисленные угрозы, прежде всего, естественно, с азербайджанской стороны, никаких реальных шагов в данном направлении не наблюдается, если не считать многократное увеличение оборонительных расходов», — пишет Миркадыров.
В данном случае, отмечает автор, срабатывает здоровый прагматизм, притом на всех уровнях. С этой точки зрения низы ничем не отличаются от верхов. Каждому есть что терять. Проще говоря, никто всерьез не желает возобновления боевых действий, пока нет уверенности в стопроцентной победе. Правящие элиты не желают рисковать властью, а низы — собственными жизнями, — пишет издание. Так может продолжаться до тех пор, пока у одной из сторон конфликта не появится стопроцентная уверенность в возможности достижения поставленной цели в случае возобновления боевых действий. «Однако эта уверенность может быть и иллюзией», — отмечает азербайджанский эксперт.