Завтра, 1 марта, спустя четыре года после силового разгона мирной антиправительственной демонстрации в Ереване, когда в город были введены подразделения армии, в парламенте Армении на голосование будет поставлен законопроект «О правовом режиме чрезвычайного положения», предусматривающий участие регулярных ВС в «наведение порядка» внутри страны.
Самые маленькие фракции Национального собрания «Наследие» и «Дашнакцутюн» продолжают выступать против законопроекта. «Если даже армию оденут во фраки и бабочки, ее вовлечение в условиях чрезвычайного положения недопустимо. Подобный закон сам по себе нарушает общественный порядок», — сказал член «Наследия» Армен Мартиросян.
«И кто сказал, что нарушение конституционного порядка заключается лишь в захвате власти? Ведь конституционный порядок вбирает в себя и многие другие нормы, одна из которых — это свобода собраний и право на жизнь», — добавил депутат.
Он заявил, что никто не имеет права ограничивать массовые мирные протесты: «Если там действуют провокаторы, то представители Нацбезопасности и полиции обязаны немедленно нейтрализовывать их и увести с места проведения мирного митинга, а не использовать этот повод для объявления чрезвычайной ситуации и ввода армии, чему мы стали свидетелями 1 марта 2008 года».
Представитель «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян заявил, что это – «не правовой, а запугивающий режим». «Этот законопроект нельзя принимать в подобном виде, его следует изменить. Не находя во всем этом никакой символики, считаю, что то, что мы сделаем завтра, 1 марта, будет во благо нашего государства, народа и во укрепление демократии в Армении».
Министр юстиции Грайр Товмасян, который представил парламентариям проект закона, после выступлений депутатов заявил, что «в качестве залога ставит свое имя и гарантирует, что в вопросе принятия закона со стороны правительства никакого заговора нет».
Напомним, что 20 февраля, на следующий день после выборов президента 2008 года, на площадь Свободы в Ереване пришли десятки тысяч граждан, несогласных с итогами голосования, сопровождавшегося вбрасываниями бюллетеней, препятствованием работе журналистов, избиением оппозиционеров. Демонстранты не покидали улиц до 1 марта, когда ночью тысячи полицейских напали на палаточный городок, в котором разместились протестующие. Площадь была захвачена и блокирована.
Спонтанный митинг начал собираться перед мэрией между посольствами Франции и России. Ночью людей окружили сотрудники правоохранительных органов, позже в город вошли подразделения армии. Граждан под покровом ночи разгоняли с применением оружия. 10 человек были убиты, сотни оппозиционеров арестованы и осуждены. На 20 дней было объявлено чрезвычайное положение. На это время была запрещена деятельность нелояльных к властям СМИ.