На данный момент самый актуальный вопрос в Москве: «Как долго продержится Путин?» — полагает обозреватель The Washington Post Джексон Дил. «Россияне, с которыми я пообщался в последние несколько недель, выражали одну и ту же мысль: автократия, которая господствовала в стране последние 10 лет, уже мертва. Вопрос лишь в том, что именно и когда придет ей на смену», — пишет автор. По его мнению, то же самое можно сказать о «другой крупной и внешне стабильной диктатуре» — Китае.
Россия и Китай с начала XXI века неизменны: «это автократии, сопротивляющиеся распространению свободы, иногда проявляющие воинственность по отношению к соседям и все более процветающие». Но и там, и там средний класс больше не потерпит своей изоляции от принятия политических решений. В Москве это видно на митингах, в Китае — на платформе микроблогов Sina Weibo. Неясно одно — откуда придут неизбежные перемены в России и Китае, изнутри нынешней системы или от внесистемных сил: «Путин может сделаться как новым Горбачевым, так и новым Мубараком».
В этой ситуации дело США — не повторять ошибку администрации Обамы, когда в дни «арабской весны» она держалась за ближневосточных автократов. Когда Путин и следующий президент Китая Си Цзиньпин придут к власти, администрации США следует думать не о том, как строить с ними отношения, а о том, долго ли эти лидеры продержатся.