Первые послевыборные протесты в Москве завершились массовыми арестами: 250 человек были отправлены в автозаки на Пушкинской площади, где до этого завершился санкционированный митинг «За честные выборы». Еще свыше 50 человек, в том числе оппозиционер Эдуард Лимонов и националист Дмитрий Демушкин со своими соратниками, были задержаны на Лубянской площади за попытку провести неразрешенные акции. Активно обсуждая события 5 марта, пресса отмечает, что ОМОН действовал весьма жестко, людей тащили волоком. Митинги дождались разгона, а их организаторы доказали: жестокость полиции вернулась с победой Владимира Путина.
«РБК daily» уточняет, что в ходе разгона акции на Лубянке рядом с полицейскими «прыгал полный усатый мужчина в штатском». «А ну-ка сделайте так, чтобы они в ужасе съ**ались!» — кричал он сотрудникам ОМОНа, которые периодически отвешивали пинки задержанным. По данным издания, некоторые задержания проводили люди в масках.
Оппозиция, по официальным данным МВД, собрала на Пушкинской до 15 тысяч человек, потребовав перевыборов — как думских, так и президентских, и отставки главы Центризбиркома Владимира Чурова. Самым популярным лозунгом акции был «Россия без Путина!», в толпе также скандировали: «Путина — на нары!», а с трибуны раздавались призывы «смыть лужу ботокса с карты России». «Власть здесь мы!» — кричала толпа с подачи одного из своих лидеров Алексея Навального.
Еще во время митинга выступавший с трибуны координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил, что не уйдет с площади, «пока не уйдет Путин». «Если это были честные выборы, какого черта Москва оккупирована войсками?» — цитирует его «Коммерсант». По его мнению, Владимир Путин накануне на Манежной площади «недаром плакал».
Как пишет «Московский комсомолец», большинство участников акции восприняли обещание Удальцова как метафору, но оказалось, что оппозиционер был настроен решительно. На сцене погас свет, и часть протестующих переместились на импровизированную трибуну, которой послужила чаша пустого фонтана на площади. Удальцов уточнил, что планирует остаться как минимум на ночь, и даже попытался установить в фонтане палатку, но сделать это ему так и не дали.
Несколько сотен оставшихся у фонтана протестующих, в том числе Алексей Навальный, депутат-эсер Илья Пономарев и член «Солидарности» Илья Яшин, были взяты в тройное окружение ОМОНа. Пономарев пытался обеспечить законность акции: ее анонсировали как встречу депутата со своими избирателями, и Пономарев кричал в мегафон омоновцам: «Вы нарушаете закон! Позор! Прекратите применять насилие! Мы не нарушали никаких правил! У нас нет никаких транспарантов!». Однако бойцы сначала стали жестко теснить активистов у фонтана, а затем поволокли их в автозаки. В итоге среди задержанных в очередной раз оказались Удальцов, Яшин, Навальный и еще несколько десятков человек.
Пономарева схватили в числе других, но не смогли задержать в силу наличия у него депутатской неприкосновенности и отсутствия санкции прокурора. Он вернулся на площадь и сообщил, что сотрудники второго полка ГУВД применяли к нему грубую силу, что является прямым нарушением закона. Депутат утверждает, что за день было задержано около тысячи человек, а не 250, как сообщает ГУВД.
Люди падали на асфальт, многие ударялись головой и оставались лежать, крича от боли. Их по мере возможности оттаскивали соратники, пишет газета.
Впрочем, и до этого, когда участники митинга на Пушкинской начали расходиться, полицейские уже стали жестко выдавливать их к метро. Образовалась давка, кто-то кинул в переход метро дымовую шашку. После «зачистки» фонтана бойцы принялись выдавливать с Пушкинской площади и журналистов. Оставшиеся участники митинга в знак протеста перекрыли Тверскую улицу на 15 минут.