На интервью радио «Азадлыг» сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху от США Роберта Брадтке ответил на сайте радиостанции «Эхо Москвы» журналист Космоплетов Аристарх (Альберт Акопян).
Американский дипломат рассказал об имеющемся у него «чувстве», что сегодня «стороны более близки к урегулированию конфликта, чем думают сами», и что урегулирование должно произойти именно в этом году – году 20-летия работы Минской группы.
Космополетов пишет: «Между тем, 20 лет назад в год рождения Минской группы родился и план урегулирования, которому на наш взгляд не хватило всего одного штриха, чтобы стать действительно компромиссным планом, устраивающим обе стороны. Это предложения американского аналитика Пола Гобла (Paul Goble) из Института мировой политики (The Institute of World Politics). Позволим себе предложить этот «завершающий штрих».
Гобл-3
Было два плана: «Гобл-1» и «Гобл-2». Согласно первому (1992 год), Армения получала большую часть Нагорного Карабаха с Лачинским коридором в обмен на передачу Азербайджану Мегринского района (пограничная с Ираном самая южная часть Армении). Но в этом случае Армения теряла очень важную для нее границу с Ираном. В 1996 году Пол Гобл изменил свой план, добавив Армении коридор к Ирану в самом западном Садаракском районе Азербайджана (в Нахичеванской автономной республике). Но в этом случае общую границу теряют Турция и Азербайджан. Задача кажется неразрешимой.
Думаем, план поддается дальнейшему развитию с тем, чтобы устранить это «неразрешимое» противоречие.
Выход: Х-образное пересечение границ Армении, Турции, Ирана и Азербайджана в районе Садаракского коридора (8-километровый участок турецко-азербайджанской границы). Создать Х-образное пересечение можно обменом между Турцией и Ираном всего нескольких кв.км. Точнее, возвращением к границе, существовавшей до 1920 года, когда Турция выменяла у Ирана эту полоску, чтобы соединиться с Нахичеванью.
Исходя из аксиомы: «точка – частный случай линии», в данной точке Турция сохраняет границу с Азербайджаном, а Армения получает границу с Ираном (вместо мегринского участка). Чтобы эта точка стыка границ четырех стран могла функционировать в качестве перекрещивающихся коридоров, необходимо создание вокруг нее достаточно широкой, радиусом в несколько километров демилитаризованной зоны экономического сотрудничества под международным контролем. Насколько нам известно, подобный режим существует на стыке границ Намибии, Замбии, Зимбабве и Ботсваны (впрочем, они уже обходятся без международного контроля).
Наверное, здесь появится несколько мостов. Но один будет совершенно особенным, единственным в мире. В его центре, на середине реки, в той самой «точке», которая – «частный случай линии», будет находиться пост, на котором будут стоять в карауле четыре пограничника. Прекрасный аттракцион для туристов: обойти четыре страны за полминуты».