Премьер-министр Армении Тигран Саркисян рассказал корреспонденту «Независимой газеты», готова ли страна к последствиям возможной атаки на Иран.
– Планируется ли тогда какое-то усиление российского присутствия в Армении в связи с обострением ситуации вокруг Ирана?
– Только в рамках соглашения, которое мы подписали в 2010 году о продлении пребывания базы до 2044 года. Каких-то дополнительных мер усиления присутствия России в регионе мы не предпринимали. Я думаю, ОДКБ достаточно эффективно работает и учитывает все политические реалии.
– Готовится ли правительство республики к экономическим проблемам, которые могут возникнуть в результате военной операции против Ирана? Как повлияет конфликт Запада и Исламской Республики на Армению?
– Сегодня примерно 20% нашего товарооборота осуществляется через территорию Ирана. Это означает, что в случае конфликта возникнут проблемы с поставкой и экспортом товаров через Исламскую Республику. Проблем будет много: у нас есть газопровод, у нас есть высоковольтные провода, по которым мы осуществляем экспорт ресурсов в Иран. У нас есть поток иранских туристов, инвестиций, есть иранский банк. И по каждой категории мы просчитываем разные сценарии и негативные последствия. Для нас были хорошим уроком события августа 2008 года в Грузии, когда железная дорога не работала месяц, и это была реальная угроза армянской экономике. Мы были вынуждены заниматься перевозкой товаров машинами, используя авиацию – это серьезно увеличило наши расходы. Мы хорошо понимаем, что Армения должна накопить необходимый потенциал – резервы, которые позволят сглаживать последствия потенциального конфликта.
Мы должны иметь трехмесячный запас продуктов перечня первой необходимости – лекарств, продуктов питания, горюче-смазочных материалов. В секретных документах содержится как полный перечень этих материалов, так и объемов, которые должны быть в наших хранилищах, чтобы в чрезвычайных ситуациях и условиях военного времени республика могла нормально функционировать. Это очень недешево обходится, но с 2008 года мы постоянно увеличиваем свои запасы. О том, на 100% они готовы или нет, мы предпочитаем не говорить.