Попасть на мероприятия Кавказского центра миротворческих инициатив бывает нелегко, даже если те организовываются в равноприближенном к Азербайджану и Армении грузинском селе Текали. Ереванские докладчики и журналисты добирались до места через Ноемберян, где они переночевали. Наутро таксисты и их хозяева поочередно стали отказываться от предварительной договоренности везти нас в Грузию.
Глава Центра правозащитник Георгий Ванян сталкивается с подобным явлением не впервые. Ему уже более двух лет не дают провести фестиваль азербайджанского кино в Армении. Как и ноемберянские таксисты, все это время хозяева помещений договариваются (в том числе письменно) с Ваняном об аренде, а потом «под давлением сверху» отказываются соблюдать условия соглашений.
Выход был найден: часть нас доехала до границы, пересекла ее пешком и добралась до азербайджанонаселенного Текали на местных авто. Других повезли ноемберянцы и жители приграничных с Азербайджаном сел: живя под периодическим огнем, эти люди нелегко поддаются запугиваниям.
В Текали мы добрались с опозданием. Десятки жителей приграничных азербайджанских сел, Казаха, Гянджи, Баку, Тбилиси, Марнеули уже расположились в импровизированном зале на открытом воздухе у заведения «Борчалы» (старое название региона Квемо-Картли, населенного в основном азербайджанцами).
На этот раз на гражданских слушаниях обсуждался вопрос «Нарушения режима прекращения огня на армяно-азербайджанской границе: Реально ли общественное вмешательство?». Выступили:
— доктор философских наук, заведующий отделом Института философии и права АН Азербайджана Али Абасов;
— Магеррам Джойушоглу из Центра Регионального Партнерства и Развития Общин (Азербайджан);
— журналист газеты «Бизим йол» (Новый путь) Натиг Джавадлы.
— координатор программ Кавказского центра миротворческих инициатив Луиза Погосян;
— соредактор сайта Epress.am Юрий Манвелян (автор данного текста);
— эксперт, физик Самвел Исраелян.
Жарких дебатов не было. Жители приграничных сел Армении и Азербайджана высказывались аналогичным образом, поскольку для них термины «нарушение режима прекращения огня», «диверсия», «потери», «адекватная реакция», «симметричный ответ» — это ежедневная угроза и гибель родных и знакомых, это невозможность сеять и собирать урожай, это просыпаться от каждого шороха и привыкнуть жить как в тумане, с надеждой обеспечить детям лучшее будущее в эмиграции.
Еще одно обстоятельство выгодно отличало текалинскую встречу от многих армяно-азербайджанских проектов: никто из выступающих не брал на себя роль проводника политики властей, не выступал с позиции президентов, министров и пропагандистов. Речи собравшихся, казалось, были направлены не на «оппонентов» противоположной стороны, но на себя и на «своих» в первую очередь. Последние убийства на границе очень явственно говорили о цене атмосферы ненависти и демонстрировали расстояние от тех, кто проливает кровь и других, которые отдают приказы, укрепляют свою власть, обогащаются, спекулируя внешним врагом и откладывая справедливость на потом.
Подобная атмосфера исключала выпадов аналитиков, теоретиков и журналистов, обслуживающих интересы власти. Они там присутствовали, слушали и записывали, но не занимали освободившийся для всех желающих микрофон для заявлений о «самоопределении», «территориальной целостности» и «исторического права», так как, например, казахцы и воскепарцы рассказали, как откликаются словесные угрозы и онлайн-непримиримость непосредственно на границе.
В итоге тема «Реально ли общественное вмешательство?» переросла в вопрос, можно ли в регионе быть правозащитником и защищать права людей, быть журналистом и не обслуживать власть, быть — и не бояться.
В пользу общественного вмешательства высказалось подавляющее большинство присутствующих. Более того, была достигнута предварительная договоренность о создании группы быстрого реагирования, которая будет предпринимать шаги, предупреждающие вооруженные инциденты на границе, исследовать ситуацию в непосредственной близости к границе. В случае необходимости в группу может быть вовлечена и грузинская сторона. Для начала это могут быть жители двух приграничных сел: врачи, такситы, фермеры и аксакалы, которые наладят и будут поддерживать между собой постоянную связь, а, учитывая открытость инициативы, к ней могут присоединяться все желающие.
Уже в августе географический центр региона примет первый Текалинский южнокавказский кинофестиваль.
Очередные гражданские слушания были организованы ассоциацией «Текали» (Грузия), Центром региональной кооперации и развития общин (Азербайджан), Кавказским Центром Миротворческих Инициатив (Армения) при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (США).
Текст подготовил Юрий М.