В субботу в суде общей юрисдикции общин Эребуни и Нубарашен состоялось первое заседание по делу о скончавшемся от последствий ветрянки солдата срочной службы Айка Хачатряна. На скамье подсудимых по обвинению в «халатности к службе начальника или должностного лица, повлекшей за собой существенный вред» оказались начальник неврологического отделения центрального военного клинического госпиталя, подполковнику Минас Мкртчян и главный хирург ВС Армении Микаел Микаелян.
Отец погибшего Мовсес Хачатрян заявил в суде, что отказывается участвовать в производстве по причине обвинения, выдвинутого по этой статье.
«Хотите – арестуйте меня, все равно моя жизнь — не жизнь, дом — не дом. На скамье подсудимых нет людей, которые также должны быть наказаны за смерть моего сына. Моего сына убили не на боевых позициях, это сделали на моих глазах в госпитале», — заявил он суду.
Отец Хачатряна назвал ненормальным процесс предварительного следствия. Были опрошены не все свидетели. Он ходатайствовал, чтобы допросили также дядю Айка Армена Давтяна, кто оставался с Айком в госпитале и был с ним в момент смерти, однако это ходатайство постоянно отклонялось.
Армен Давтян сообщил Epress.am, что Айк подхватил ветрянку именно в госпитале, куда его доставили для лечения лицевого нерва. «Айка поставили в караул, внимание – для охраны невоенного здания. От холода и, с другой стороны, от жара костра нерв воспалился.
А офицер на следующий день заставил его бегать. Айка перевели в санчасть. Не сумев вылечить, отвезли в госпиталь. Там он заразился и умер через неделю. Всем известно, что при ветрянке лекарств не дают, в госпитале ему дали антибиотики. О гигиене я вообще молчу», — сказал Давтян.
Видя, что состояние Айка ухудшается, он попросил о встрече с начальником госпиталя, но ему не разрешили. Тогда он попросил перевезти Айка в Москву — и в этом отказали. Дядя и отец попытались перевезти находящегося в конвульсиях солдата в реанимацию, так как в отделении не было ни одной медсестры. Во время повторных конвульсий мальчик и умер, рассказал Давтян.
Представитель правопреемника требует возбудить новое дело по второй части статьи 376 (халатное отношение к службе, которое по неосторожности привело к тяжелым последствиям, карается лишением свободы сроком от 3 до 6 лет) и по второй части статьи 130 (неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей лицами, осуществляющими медицинскую помощь и медицинское обслуживание).
Адвокат Мушег Шушанян ходатайствовал об отводе прокурора Амбарцума Мелика-Саргсяна на основании того, что прокурор не решил вопрос ходатайства прокурора пострадавшей стороны в предусмотренное время, и суд принял дело на рассмотрение без этого, что является нарушением нормы по закону уголовного судопроизводства Армении.
Шушанян заявил, что 23 июля он обратился к прокурору Мелику-Саргсяну, однако не получил никакого ответа. Только спустя несколько дней отец скончавшегося Мовсес Хачатрян был осведомлен о том, что суд начал рассмотрение дела. Узнав об этом, представитель пострадавшей стороны обратился в суд с просьбой приостановить дело, так как нельзя давать ему ход пока нет ответа на жалобу.
По словам представителя пострадавшей стороны, прокурор по делу не включил в обвинение всех виновных, что свидетельствует о том, что он не беспристрастен и имеет целью добиться мягкого приговора для подсудимых. Прокурор возразил против объявления ему отвода. Он сказал, что 3 августа отклонил жалобу представителя пострадавшей стороны, однако сотрудники Армпочты не передали Шушаняну соответствующее письмо, так как адрес и имя получателя были указаны неверно. Защитник подсудимых заявил, что, вероятно, Шушанян специально не взял письмо, и имеющиеся у него основания для объявления отвода прокурору являются предположениями.