В связи с 21 годовщиной независимости Армении Epress.am обратился к председателю Хельсинкской ассоциации, одному из пионеров правозащитного движения в Армении Микаэлу Даниеляну с вопросом о ситуации, сложившейся в правозащитной сфере, положительных и отрицательных переменах, а также о проблемах правозащитников.
Положительным Даниелян назвал факт того, что власти Армении разных лет присоединялись к международным документам, конвенциям ООН, а после вхождения в Совет Европы — к Европейской конвенции. Кроме того, был создан институт Омбудсмена.
«Институты мы создали, но с точки зрения применения никакого прогресса нет. Для меня это регресс. Права человека либо защищены, либо нет. В Армении права человека не защищены.
Самым важным из того, что мы делаем, является оказание людям юридической помощи, а также мониторинг, проводимый в судах, психиатрических клиниках, тюрьмах. Хотя другие правозащитники говорят, что мониторинг ничего не дает и судьям на него наплевать, но тем же судьям и властям плевать и на нас, и что с того? Должны ли мы продолжать работать? Мы будем продолжать делать это», — сказал Микаэл Даниелян.
После провозглашения независимости правозащитники, по его словам, начали посещать разные страны, участвовать в форумах, приобретать новый опыт, который, однако, зачастую они не применяют в своих странах. «Правозащитники в Армении, как и все, кто желает стать ими, пытаются изобрести велосипед. Они начинают заигрывать с властями. Велосипед давно изобретен, и не нужно изобретать что-то новое, просто нужно пользоваться ситуацией и работать.
У наших правозащитников есть немного национального подхода и немного государственного. Это фантастическое явление. Такое есть, возможно, в нескольких странах бывшего Советского Союза. Для меня неприемлем тот факт, что в свое время правозащитники избегали, например, темы сексуальных меньшинств. Потом, когда этого потребовали извне, они стали говорить, однако в глубине души не принимают всего этого», — заявил Даниелян.
Он добавил, что иногда местные правозащитники соглашаются сотрудничать с прокуратурой, аргументируя это так: «Это кому-то поможет».
«Если однажды ты идешь на сотрудничество с прокуратурой, подписываешь что-то, то так будет всегда, потому что сидящие там люди очень хорошо знают, где можно, так сказать, закинуть крючок. Они это очень хорошо понимают, так как они не изобретают велосипед, они работают методами той же школы КГБ, эта школа не умерла», — заключил Микаэл Даниелян.