26 октября группа сотрудников полиции посетила дом 23-летнего жителя села Аргаванд Араратской области Армении Айка Карапетяна, провели обыск и отвели Карапетяна в отделение.
Родные задержанного рассказали Epress.am, что в отделении Карапетяна жестоко избили, вечером отпустили, а 31 октября снова пригласили в полицию и арестовали на 2 месяца по подозрению в торговле наркотиками.
Родные Карапетяна обратились в правозащитную организацию «Хельсинкская ассоциация» с просьбой защитить молодого человека и предоставить юридическую помощь. Мать задержанного Марго Карапетян сообщила, что утром 26 октября в дверь кто-то очень агрессивно стучал, спрашивали о сыне, затем потребовали, чтобы мать разбудила его.
«Пока я дошла до комнаты сына, они уже вломились туда. Было больше двадцати мужчин, которые только в комнате представились сотрудниками полиции области Арагацотн, потом сын оделся, вышел. Они сказали, что пришли из-за наркотиков и потребовали предъявить «все — оружие, наркотики — все, что есть». Я сказала, что в моем доме ничего подобного нет. У мужа, погибшего в карабахской войне, был нож, мы хранили его как память. Показала им, они взяли этот нож на экспертизу. Перевернули весь дом, даже привели собаку, искали, ничего не нашли. Потом следователь задал вопросы, записал. Говорит «мы пошли», я спросила, куда сына ведут, следователь ответил «мы должны забрать Айка, ответит на вопросы, отпустим»», — рассказала Марго Карапетян.
По ее словам, вечером того же дня ее брат отправился в полицию и вернулся домой с племянником Айком. На вопрос матери, избили ли его, парень ответил: «А кто не будет избит, попав к ним?». Однако синяков он матери не показал, между тем, сестра Айка Ангин Карапетян рассказала, что видела множество синяков на теле брата.
Другая сестра Нарине Карапетян заявила, что это не первый случай, когда полицейские «забирают брата в отделение и отправляют обратно избитым». «В ноябре прошлого года его забрали и избили полицейские города Масис. Продержали один день, сказали «если заплатите 50 тысяч драмов (около 125 долларов), отпустим, к трем часам будешь дома». Он сказал, что имей он 50 тысяч, помог бы семье, «откуда мне вам их дать?». А полицейские говорят «ты прям сирота, за тобой некому придти»», — рассказала Нарине. После такого поведения полицейских, продолжает наша собеседница, они никуда не обращались, и считают, что ошиблись, не обратившись к правозащитникам раньше.
Председатель Хельсинкской ассоциации Микаел Даниелян рассказал в беседе с Epress.am, что родные Карапетяна позвонили ему 3 ноября, сообщив, что парень подвергается пыткам.
«Я говорил с дядей, он сообщил, что сына сестры избивают. Позвонил адвокату Ани Торосян, мы пошли в суд. Перед зданием суда все ждали объявления о мере пресечения. Там сообщили, что к Айку зашли двое из офиса омбудсмена. Они вышли, сестра спросила о его состоянии, сказали «все нормально». Я спросил, полностью ли его осмотрели и были ли они одни в этот момент, они дали положительный ответ и ушли. Потом, когда вышла Ани, выяснилось, что представители офиса омбудсмена осмотрели только область живота и делали это в присутствии начальника полиции», — рассказал Микаел Даниелян.
Адвокат Айка Карапетяна Ани Торосян сообщила, что посетила молодого человека 5 ноября в Нубарашенской тюрьме. Айк рассказал адвокату, что 26 октября он был жестоко избит в отделении полиции. «Похоже, у полицейских такой стиль работы. Они знают, как бить, чтобы в дальнейшем либо не оставалось следов, либо их было мало, либо быстро проходили. Айк жалуется, что у него до сих пор бывают сильные головные боли, проблемы с желудком, нарушение пищеварения. Он сказал, что с трудом стоит на ногах, так как они били по пяткам резиновыми дубинками. Сегодня первым его требованием является привлечение к ответственности избивавших его сотрудников. Избивая, его заставляли признать вину, чего молодой человек не сделал. Ему выдвинули обвинение по второй части статьи 266 — реализация наркотиков в крупных размерах. Естественно, своей вины он не признал, ему угрожали «все равно, если не признаешь вину, на 15 лет пропадешь в тюрьме»», — сказала Ани Торосян.
Адвокат Карапетяна заверила, что невиновность подзащитного будет доказана в очень короткие сроки.
В качестве свидетеля по делу проходит водитель «Газели» Володя Петросян, сообщила адвокат Торосян. По словам свидетеля, Айк Карапетян передал ему наркотики. Адвокат заявил, что так принято: свидетель, дающий необоснованные показания против какого-либо обвиняемого, на самом деле сам должен был быть потенциальным обвиняемым.
Беззакония в отношении Карапетяна имели место и в суде, в ходе избрания меры пресечения. До того, как адвокат стала защищать интересы Карапетяна, обвиняемому предоставили общественного защитника Арсена Галстяна. В суде Айк сообщил, что на улице вместе с родными стоит адвокат, готовый взять на себя его защиту.
«Судья несколько раз спросил Айка, является ли стоящий на улице адвокат защитником его интересов. Речь шла обо мне, а у моего подзащитного нет достаточных знаний, чтобы он сумел объяснит суду, мол, знаете, хотя она не привлечена к делу решением органа, осуществляющего следствие, но нет препятствий для того, чтобы я прямо сейчас дал свое согласие, и вы пригласили его сюда в качестве защитника. Мой подзащитный был в смятении, и его последние его словам были «ну, если нет другого варианта, пусть останется Арсен Галстян.» То есть суд так ввел в заблуждение моего подзащитного, что он подумал, если и Галстян выйдет, то он останется совсем без защиты. Какие цели преследует суд, не привлекая меня к делу? Суд не разрешил мне войти, чтобы я не смогла представить ходатайство. Может, у меня имелся аргумент, не прозвучавший в суде. Беззаконие — налицо», — заключила Торосян.
Защитник Карапетяна готовит апелляционную жалобу и представит ее, указав на все совершенные нарушения.