Очередная колонка российского политика, диссидентки, правозащитницы и публициста Валерии Новодворской посвящена понятиям «Национализм и патриотизм» в российском понимании. Представляем текст полностью.
В советской школе учили, что национализм — это мрак и туман.
Но почему-то всегда забывали сказать, что есть национализм, а есть патриотизм угнетённых окраин.
Кто бы сказал, что Польша, оккупированная и разделённая Пруссией, Австро-Венгрией и Россией проявляет национализм, когда она восставала с Костюшко, когда она восставала в 30-м году, когда она восставала вместе с Наполеоном, когда она восставала в 63-ем году, когда сопротивлялась в 20-м году ленинским войскам?
Нет, это называется иначе. Иначе нам придётся назвать националистами французских макизаров, которые не хотели быть гражданами Третьего рейха.
А они боролись за национальную независимость Франции и за освобождение от фашизма.
Никогда не забывайте про нашу историческую вину.
Почему мерзок великодержавный шовинизм в России? Потому что для него нет ни малейших оснований и оправданий — как в XIX веке, так и в XXI.
Титульная нация — 80% населения. Если она говорит, что ей угрожает Кавказ или как какая-то рок-группа написала, что Канзас, и не надо кормить своим пивом и своей воблой этот самый Канзас, то это абсурд.
Мы должны склонить голову в раскаянии перед теми, кого мы лишили выбора, лишили национальной независимости, и, кроме ярма и рабства, не дали ничего.
Если англичане дали Индии парламент, их вдов перестали сжигать на кострах, то, скажите, пожалуйста, что мы дали Польше, кроме арестов и избиений? Что мы дали, кроме депортации и истребления, Латвии, Эстонии и Литве? Что мы дали Молдове, Грузии, Армении?
Поэтому мы должны забыть про своё имперское прошлое, соскрести его с себя. И искупать свою вину.
И никогда не ставьте знак равенства между нашими собственными преступлениями и жертвами этих преступлений.