13 ноября в Нагорный Карабах прибыла делегация Палаты представителей (парламента) Уругвая во главе с ее председателем Хорхе Оррико. В Степанакерте, гостей принял президент Нагорного Карабаха Бако Саакян.
Следует отметить, что 5 ноября посол Азербайджана в Аргентине (и по совместительству в Уругвае) Мамед Ахмедзаде тоже встречался с председателем Палаты представителей парламента Уругвая Хорхе Оррико, и в ходе переговоров были затронуты вопросы урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Так будет ли признан Нагорный Карабах Уругваем и если да, то когда? С этим вопросом я обратилась к представителям официальных и экспертных кругов Уругвая и получила следующие ответы.
Очевидно, что в самом Уругвае нынешний визит делегации Парламента в Нагорный Карабах вызвал интерес, а данные оценки, в принципе, похожи. «Не берусь сказать, произойдет ли признание Нагорного Карабаха в близкий период времени, но тенденция к этому явная, и симпатии многих наших политиков находятся на стороне этой непризнанной республики. Причем, процессы, происходящие в Нагорном Карабахе, Абхазии, не являются далекой темой для нас. Уругвай всегда принимал сторону народов, борющихся за независимость. Интерес к ситуации в т.н. непризнанных республиках проявляет и лично президент Уругвая Хосе Мухико», — так прокомментировал ситуацию с перспективой признания Нагорного Карабаха в личной беседе источник в Министерстве иностранных дел Уругвая.
Процесс признания Нагорного Карабаха во-многом зависит от активности армянской диаспоры Уругвая. Восточная Республика Уругвай — это страна мигрантов. Национальные диаспоры не только пользуются поддержкой уругвайских властей, но и оказывают серьезное влияние на политическую элиту. Интерес к теме признания Нагорного Карабаха, во многом, обусловлен той ролью, которую играет армянская диаспора в жизни этой латиноамериканской страны. А это влияние очень сильно. Уругвай одним из первых признал Армению после провозглашения независимости. Уругвай первый в мире официально признал и осудил геноцид армян в Османской империи, приняв соответствующую резолюцию в 1965 году.
Еще год назад министр иностранных дел Уругвая Луиса Альмагро объявил: «Мы изучаем карабахскую проблему для заявления официальной позиции о признании Нагорного Карабаха. Но лично я убежден, что Карабах — исторически часть Армении, он должен быть независимым и со временем воссоединиться с Арменией. Это единственный путь решения вопроса. И сегодня Уругвай предпринимает шаги, чтобы прийти к соглашению с Карабахом и признать НКР на государственном уровне».
Очевидно, что социальная почва для признания Нагорного Карабаха в Уругвае есть. Во всяком случае, это решение не вызовет отрицательных эмоций у населения страны. Наиболее распространенная оценка тех, кто следит за нагорно-карабахской темой в экспертных кругах Уругвая, такова: «Признание не исключено, но должно пройти время».
Татьяна Полоскова, доктор политических наук, исполнительный секретарь Международного движения «Интернациональная Россия» (Монтевидео, Уругвай), специально для ИА REX.