На фоне публикаций в российских СМИ о том, что, исходя из возможных перемен геополитического климата в регионе, Москва укрепляет и перевооружает 102-ю военную базу в Гюмри, 18 января министр обороны Армении Сейран Оганян сделал любопытное заявление. По его словам, на фоне специфических отношений Армении с двумя соседними странами российская военная база представляет немалую важность. Министр также отметил, что «есть проблема относительно того, чтобы запас вооружений (базы) был распределен по всей территории Армении, а не только в Гюмри».
Оганян также сказал, что Армения не против размещения российской РЛС на своей территории. «Мы стали свидетелями тому, что Россия и Азербайджан не пришли к соглашению в этом вопросе, в связи с чем деятельность Габалинской РЛС была приостановлена», — отметил он.
В тот же день «Независимая газета» публикует материал «Россия укрепляет свою военную базу в Армении», в котором сказано, что возможное обострение карабахского конфликта вынуждает Москву перебрасывать в регион контрактников.
По свидетельству российского издания, кроме военных баз в Южной Осетии и Абхазии, с которыми у РФ есть общая граница, особое внимание уделяется анклавной российской группировке в Армении.
По данным «НГ», правительство по поручению президента Владимира Путина в ускоренном режиме готовит договор с Арменией о развитии военно-технического сотрудничества (ВТС). А Минобороны к 15 января с.г. выполнило план комплектования контрактниками 102-й военной базы РФ, дислоцированной в Гюмри. За полгода их количество там увеличилось в два раза. При этом штатная численность личного состава базы осталась прежней и составляет около 5 тыс. военнослужащих.
«Фактически все боевые части и подразделения группировки войск в Армении (особенно ВВС, ПВО, разведки и т.д) уже укомплектованы профессионалами. Это значительно снижает издержки при транспортировке два раза в год туда воздушным путем солдат-призывников. Хотя, видимо, это не главный мотив для повышения боеготовности войск, — пишет газета и добавляет: — Военные эксперты поясняют: ускоренный перевод 102-й базы на профессиональную основу связан с возможным резким изменением там геополитической ситуации, что несет угрозу России и ее союзникам. Эти сценарии связаны с началом возможных боевых действий Азербайджана против Армении из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха, а также возможных военных акций Израиля против Ирана».
«Будет ли участвовать российская группировка в возможных боевых действиях по отражению агрессии против Армении — вопрос политический. Но однозначно ясен тот факт, что наша военная база здесь должна быть боеготова, в том числе и к проведению миротворческих операций», – в беседе с «НГ» выразил мнение военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.
Источники «НГ» в Минобороны РФ сообщают, что проектом договора между Россией и Арменией предусмотрено создать совместное оборонное предприятие, а также центры подготовки пограничников и специалистов по чрезвычайным ситуациям.
«Оборонная промышленность Армении с помощью РФ должна наладить производство некоторых видов боеприпасов, бронетанковой техники, а также создать местную ремонтную базу не только для вооружений Сухопутных сил, но и для ВВС и ПВО. Соответствующий протокол секретари Совбезов двух стран Артур Багдасарян и Николай Патрушев подписали на встрече в Ереване 9 февраля 2012 года. Теперь же договор о ВТС с Арменией выходит на финишную прямую», — пишет «Независимая газета», сообщая, что согласно ее источникам, документ будет подписан в начале будущего месяца.
Комментируя возможность подписания договора о ВТС с Арменией, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил газете, что «до недавнего времени складывалась странная ситуация: нашим союзником была Армения, а мы накачивали оружием Азербайджан. Сейчас хочется надеяться, что с помощью договора (имеется в виду договор о ВТС. – ред.) этот перекос будет исправлен».
Пухов считает, что «Азербайджан проводит не всегда дружественную политику в отношении России. Мы знаем, в частности, что азербайджанцы отказались продлить аренду Габалинской РЛС на приемлемых условиях и что России приходится искать альтернативы».
В то же время, по мнению эксперта, активизируя отношения с Арменией, Россия защищает свои интересы на Южном Кавказе.