Ребята 25-30 лет, пользующиеся неформальным авторитетом в спальном ереванском районе Давидашен рады тому, что в президентских выборах 2013 года не участвует ярко выраженная оппозиция и партия «Процветающая Армения» олигарха Гагика Царукяна. Сейчас им не приходится портить отношений с друзьями и знакомыми, которые наняты другими силами из власти.
С 2008 года эти ребята задействованы правящими партиями в предвыборной кампании в качестве тех, кто собирает данные паспортов, раздает избирателям взятки в виде денег, картошки, яиц, муки, покраски подъездов, починки лифтов и т.д.
На прошлогодних выборах в Национальное Собрание партия олигарха вышла из коалиции и активно пользовалась оппозиционной риторикой. Тогда собеседники корреспондента Epress.am работали на «Процветающую Армению» «по просьбе своего старшего друга», который прошел в парламент по партийному списку. Теперь этот «друг» попросил поддержать действующего президента, лидера правящих республиканцев Сержа Саргсяна.
Молодые мужчины, у многих из которых есть жены и дети, признаются, что в прошлый раз им чуть ли не через день приходилось ввязываться в разборки с коллегами, обслуживающими Республиканскую партию. Теперь они делают общее дело, и на смену конфликту пришли совместные застолья.
Штабом для ребят служит недоремонтированное помещение будущего магазина. Работу организует Карен, у которого две дочери, сын, серый «Опель» и две розничные точки на вещевых рынках. Зону ответственности между сотрудниками штаба он разделил не по массивам и улицам района, но по зданиям и даже по подъездам. «Есть ребята, которые пользуются уважением в отдельном подъезде, но не в доме. Есть такие, которые находят язык с пенсионерами. Самые шустрые могут обходиться почти без денег, которых на этих выборах, кстати, не очень много, потому что и так все ясно. Сейчас главное уговорить, чтобы люди шли на выборы», — объясняет Карен.
Размер взяток, таким образом, на нынешних выборах с максимальных 30 тысяч драмов ($75) за голос почти сошел на нет. Некоторые жители района жалуются на отсутствие денежного вознаграждения и угрожают бойкотировать голосование, другие сетуют на размер взяток, которые, по их заверениям, в нынешнем году не превышают 5-10 тысяч драмов.
Штаб заручается поддержкой избирателей, собирая данные паспортов. В день голосования за этими гражданами заезжает общественный транспорт, снятый с маршрутов.
Общаться с журналистом, тем более соседом, Карену не страшно: «Раньше строго запрещено было общаться с журналистами. Надо было сразу связываться с центральным штабом. Хоть многие и жалуются, но кое-что улучшилось. Сейчас пиши, все, что хочешь. Думаешь, я не хочу, чтобы все изменилось. Я больше всех хочу. Я друзьям помогаю, никому не лгу, соседям, знакомым, семье — перед всеми я чист. А то, о чем вы пишите, это лет через 50 или 100 будет. Мы с тобой точно не застанем».
По словам Карена, самыми сложными были выборы 2008 года. Штабом он в то время не руководил, работал агитатором-подкупателем. «Тогда люди разделились на левонаканов (сторонники лидера оппозиции Левона Тер-Петросяна — ред.) и провластных, но оппозиционеры были злее. Даже некоторые семьи разделились. Тогда мы знали, в какой квартире живут оппозиционеры — к ним не советовали соваться. Они снимали на видео, обращались в полицию, ничего не боялись. Сегодня они успокоились, страна, несмотря не предсказания, не разрушилась. Может, сейчас не лучше, чем было, но и хуже ведь тоже не стало», — поделился глава предвыборного штаба Сержа Саргсяна.
Праздновать победу своего кандидата давидашенцев пригласили в зал для свадебных торжеств одного из местных ресторанных комплексов. Карен искренне звал и меня. Я обещал быть, если состоится второй тур.
Юрий М.