Замороженный конфликт между Арменией и Азербайджаном в настоящее время приправлен некоторыми специями холодной войны, а именно космической гонкой, пишет Георгий Ломсадзе на Eurasianet.org.
— Читатели помнят, что ранее в этом году Азербайджану удалось бросить спутник на орбиту. Чтобы не отстать, Армения в настоящее время рассматривает планы доставить свой собственный спутник в космос.
Ориентировочная стоимость космических амбиции Армении — $ 250 млн — должна вызвать удивление, учитывая, что в стране ВВП (по паритету покупательной способности) составляет примерно 19 миллиардов долларов, а это уже $4370000000 суверенного долга. Но экономическая целесообразность предприятия, вероятно, не самый важный фактор в Ереване. Нагорно-карабахский конфликт все еще в тупике, армянские лидеры не хотят давать повод азербайджанским коллегам, что они не в состоянии угнаться за любым типом гонки вооружений.
Азербайджан использовал свои нефтегазовые богатства, чтобы гарантировать свой спутниковый проект. Армянские чиновники в сфере телекоммуникации говорят, что они наскребут средства у частных инвесторов для своего спутника. Чтобы добиться успеха, страна может использовать свои ключевые природные ресурсы и армянскую диаспору. Денежные переводы из-за рубежа армян составляют значительную долю национального дохода Армении. Между тем, Россия, основной региональный союзник Армении и тяжеловес космической разведки, может дать деньги на это предприятие и помочь в производстве спутника.
Армянские чиновники в настоящее время создали космическое агентство, получившее название ArmCosmos, и ведут переговоры с Международным союзом электросвязи, орган ООН, чтобы расчистить путь для своего перспективного запуска.
Эта конкуренция напоминает один старый анекдот тамады о Кавказе, в котором армянский парень спрашивает своего деда, почему армяне не отправили человека в космос. Старик отвечает: «Если армяне направили бы космонавта в космос, грузины умерли бы от зависти. Если грузины умрут от зависти, то армяне умрут от удовольствия. И если грузины и армяне умрут, то азербайджанцам останется вся земля».