Депутат Государственной Думы России от партии «Справедливая Россия», член Центрального совета партии и Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Олег Пахолков после визита в Карабах и осуждения со стороны МИД Азербайджана дал интервью бакинскому сетевому ресурсу vesti.az. Представляем беседу в сокращении.
— Вы говорите о недопустимости военного решения Карабахского конфликта. Но переговоры ведутся уже 19 лет и света в конце туннеля пока не видно. Какой выход из этой проблемы Вы видите?
— Сегодня армяне и азербайджанцы так напуганы совместной жизнью, что жить в рамках одного государства они просто физически не смогут. Повторюсь: я был по обе стороны фронта, поэтому могу сказать, что азербайджанцы понимают, что рядом с ними армянский дом невозможен, точно так же думают и армяне. Так уж случилось. Считаю, что в этом виноваты политики, как в Азербайджане, так и в Армении. В Москве же азербайджанцы и армяне вполне нормально сосуществуют вместе. Со мной в Карабах ездил армянин — генеральный директор одной из компаний, так у него финансовым директором работает азербайджанец. Может быть, должно пройти еще 10-20-30 лет, чтобы народы помирились и забыли взаимную резню, в результате которой в Армении не осталось ни одного азербайджанца, а в Азербайджане — ни одного армянина.
— Извините, что перебиваю Вас, но в Баку на сегодняшний день проживает около 30 тысяч граждан армянской национальности, и никто их не вырезает и не выгоняет…
— И поэтому Баку отказал во въезде армянке, которая входила в состав официальной делегации Нарышкина (спикер Государственной Думы — ред.) из-за того, что якобы не сможет обеспечить тут ее безопасность? А эти 30 тысяч армян в Баку — жены азербайджанцев, которые приняли ислам. А на каком основании было отказано во въезде в Баку члену делегации Нарышкина? Причем, к Нарышкину в Баку отношение просто прекрасное, его встречают как близкого друга. А вот его помощницу в Баку не пустили из-за того, что она армянка.
— Как Вы себе представляете ситуацию, что в Баку приезжали и дашнак Киро Маноян, и Раффи Ованисян, и армянские спортсмены, и никаких проблем с обеспечением их безопасности не возникало, а помощницу друга Азербайджана не пустили только из-за того, что она армянка? Неужели Сергей Евгеньевич не поднял в Баку этот вопрос?
— Мог поднять, а мог и не поднять, я не знаю всей ситуации, но меня она поразила, так как я тоже входил в состав делегации. Но вы не переживайте так сильно: точно такое же отношение к азербайджанцам и в Армении.
— Россия является одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта. Все усилия экс-президента Медведева добиться подвижек в урегулировании конфликта не увенчались успехом из-за неконструктивной позиции армянской стороны. Что, на Ваш взгляд, должна сделать Москва, чтобы сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки?
— Я не Москва, не президент и не сижу в Кремле, но могу высказать свою точку зрения. Нужно идти на уступки друг другу, поскольку без уступок Карабахский конфликт не решить. Я уверен, что ни одного карабахского армянина сегодня не заставишь жить в составе Азербайджана, потому что он просто боится. Точно так же я понимаю и позицию Азербайджана, который стремится восстановить свою территориальную целостность. Я уважаю все точки зрения, но думаю, сегодня у этого конфликта выхода нет. Нужно все начинать с чистого листа. Необходимо прекратить антиармянскую и антиазербайджанскую риторику. Народы ведь за пределами Азербайджана и Армении дружат друг с другом. Даже больше: азербайджанцы и армяне иногда объединяются и дерутся против русских, так как они с Кавказа и выступают друг за друга. Нужно постепенно начинать культурный обмен, отказываться от пропаганды вражды друг к другу. Без этого Карабахский конфликт не решить.