Старший научный сотрудник по Кавказу в Фонде Карнеги за международный мир (Вашингтон) Томас де Ваал опубликовал статью о решении Армении присоединиться к Таможенному Союзу. Ниже приводим перевод статьи:
«Заявление было неожиданным. Президент Армении Серж Саргсян находился в Москве с коротким визитом.
Все знали, что в повестке всего один вопрос – приглашение Владимира Путина о присоединении Армении к проекту Евразийского союза. И позже в тот день мы получили подтверждение, что это было предложение, от которого Саргсян не смог отказаться. Он заявил, что Армения присоединяется к Таможенному союзу.
Сразу после заявления я следил за агонией и недовольством армян в сети Facebook, которые молились о том, чтобы все сложилось по другому. А могло ли?
Определенно, это было длинное горячее лето для армянского руководства. Темпы переговоров с ЕС в преддверии саммита Восточного партнерства в Вильнюсе ускорились. Армянам сказали, что они могут парафировать Соглашение об Ассоциации, а также, в случае желания, присоединиться к Договору о глубокой и всеобъемлющей зоне торговле, который исключит присоединение Армении к ТС — в первую очередь из-за разницы в уровне тарифов.
Ответ России был прямым. Появились новости о продаже большего объема наступательного вооружения со стороны России Азербайджану, Путин совершил блиц-визит в Баку, в сопровождении дюжины высокопоставленных чиновников.
Армянские официальные лица признают, что тут речь о безопасности, они не могли позволить себе потерять единственного крупного военного союзника, который может уничтожить их в мгновение ока. В Москве Саргсян заявил: «Я неоднократно говорил, что будучи частью единой системы безопасности, невозможно и неэффективно изолировать себя от соответствующего экономического пространства». Саргсян также подчеркнул, что это решение не означает отказ от ЕС. Действительно, политическая часть Соглашения об Ассоциации все еще может быть согласованна в Вильнюсе, но процесс экономической интеграции обречен.
Некоторые в правительстве Армении жалуются, что ЕС не дал им возможности для маневра, и это правда, что бюрократия Брюсселя — неуклюжая машина, плохо справляющаяся с дипломатией. Но это можно рассмотреть также как медленную автокатастрофу, которая происходила в течение нескольких лет. Обе администрации как Сержа Саргсяна, так и его предшественника Роберта Кочаряна приняли поглощение Россией экономики страны, что позволило им сохранить политический контроль и не подвергать себя конкуренции в европейском стиле. Когда Саргсян (осторожно) начал переоценку этой сделки, у него уже не было вариантов для выбора.
Что касается русских, то они сыграли в эту игру очень умно. Разумеется, Армения — не главная цель, главная — Украина. И теперь давление на Киев еще более возрастет».