Лозунг о том, что Ереван не может участвовать в европейском проекте, поскольку может потерять гарантии безопасности России, не выдерживает критики, поскольку, будучи членом ОДКБ, Армения уже находится в системе безопасности России. Подобное мнение в интервью российскому сетевому ресурсу Regnum высказал посол Польши в Армении Здислав Рачиньски, по словам которого, идя на подписание Соглашения об ассоциации с Ереваном, Европа уже учитывала существующие глубокие двусторонние отношения с Армении с Россией.
“Здесь ничего не изменилось бы. Россия должна была принять все это к сведению, что Ереван остается союзником Москвы, но изнутри меняется в сторону европейских стандартов. Однако Москва поступила иначе и практически дала понять, что не будет иметь с дело теми, кто присоединится к Ассоциативному договору ЕС. Россия является союзницей Армении или нет? Если да, она не может ставить ее в затруднительное положение”, — отметил посол (на фото ниже).
Отметим, что ранее глава МИД России Сергей Лавров говорил, что программа "Восточное партнерство" не вызывает у России опасения, и она не препятствует реализации программы.
Журналист Regnum также задал вопрос о возможности после вступления в ТС пользоваться льготным режимом GSP+, который на сегодняшний день позволяет Армении экспортировать на рынки Европейского Союза более 1000 наименований товаров по нулевым таможенным тарифам.
Рачиньски, в частности, ответил: “По моим сведениям, генеральная система преференций не действует вечно. Она всегда обновляется. Это нормально, поскольку речь идет о торговле. Наверное, новая реальность — вступление Армении в Таможенный союз, будет приниматься во внимание. Россия недавно заявляла о том, что в случае подписания Украиной Ассоциативного соглашения будет принимать меры, чтобы защищаться от большого притока товаров на свой рынок из Украины, с которой у России действует режим свободной торговли. В этом плане можно теоретически представить такую ситуацию, когда под армянским коньяком на европейские рынки может попасть коньяк с Краснодара. Это все нужно будет учесть. Мне кажется, в связи с новой реальностью система в целом будет нуждаться в новом осмыслении и обновлении”.
По словам польского дипломата, европейский путь не подразумевает прогресса лишь в экономике или некоторых ее секторах. “Вопрос в развитии общества в целом, институтов гражданского общества. В Европейском Союзе мы имеем больше примеров удачного трансформирования, чем проблем. Я не могу говорить за другие государства, но могу говорить за мою страну. В экономике Польши аграрный сектор всегда занимал весомое место. Перед вступлением в Европейский Союз и у нас были скептики, утверждающие о том, как все это плачевно кончится. Говорилось о том, что дешёвые товары из западной Европы зальют наши рынки, крестьяне пойдут попрошайничать, и все рухнет. Открытие большого рынка ЕС является своеобразным тестом на эффективность для экономики конкретного государства. Это тест для государства, его институтов и институтов гражданского общества давать адекватные ответы на вызовы. В настоящее время Польша экспортирует товары. Около ¾ нашего экспорта идет на рынки ЕС. Даже из стран Таможенного союза (Россия и Белоруссия) приезжают в Польшу за покупками. Если же некоторые страны ожидали того, что вступлением в ЕС посыплется манна небесная, это ошибочные представление. Например, моя страна не имеет больших амбиций быть второй или третьей экономикой Европейского Союза, но шестой мы уже являемся, — заявил Здислав Рачиньски.