Задаваясь вопросом «кто виноват: народ или система?» мы обрекаем себя на бесконечную дискуссию. Около десяти лет назад, со всей своей юношеской энергией злости и самолюбования, с безжалостным максимализмом и революционной одухотворенностью, я обвинял азербайджанский народ в раболепии. И однажды я испытал эмоциональную встряску. Я был на похоронах матери моего друга в селе, где встретил одного старика. Он знал меня по моим произведениям, и мы разговорились, сидя в углу. Он оспорил мои обвинения в адрес народа, людей. Сказал: Если человек не может защитить себя, если он беспомощен, имеет ли право кто-либо обвинять его. Куда делось сострадание? Куда делось милосердие?… Это был воистину мудрец. Недолгий разговор с ним пошатнул все мой принципы, спутал все мысли. Позже, когда я начинал писать, его слова звучали в моих ушах: Если человек беспомощен, если он не может защитить себя, дано ли нам право винить его?
Недавно я читал мемуары великих людей, которые признаны гуманистами. И все глубже осознал, что подлинное милосердие способно предотвратить неминуемую катастрофу. Оно может предотвратить убийство, когда есть все условия для того, чтобы убивать, оно может предотвратить угнетение людей, когда есть все условия для того, чтобы угнетать. Милосердие это попытка не строить свое счастье на несчастье, страданиях и слезах других людей. Это счастье не жертвовать жизнями других детей для того, чтобы обеспечить своего ребенка. Милосердие это отказ пить кровь. Милосердие, это когда ты можешь сделать, но не делаешь. Я также понял, что народ — это настолько же абстрактное понятие, как и правители, которые обязаны хорошо править. За большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, ответственны правители, а не простые люди. Я также понял, что мои обвинения в адрес простых людей выгодны многим. Они пользуются моими аргументами, чтобы оправдать свои злодеяния. Многие обвиняют народ, чтобы избежать выполнения своего гражданского долга. «Этот народ никогда не созреет» — так говорят очень часто.
Они – коррумпированные офицеры полиции, врачи и учителя, которые участвуют в подтасовке выборов, и другие бюрократы, идут так далеко, обслуживают себя цитатами классиков, просветителей и реформаторов. После легкого ворчания по поводу проблем, они восхваляют «стабильность» как высший дар при сложившихся обстоятельствах. Они конечно беспокоятся. Они понимают, что поступают нехорошо и не живут добропорядочной жизнью. Но они также беспомощны. Они – рабы правителей.
Вы, европейцы, тоже используете «стабильность» как аргумент. Для оправдания двойных стандартов, своих подделок и плохих манер вы утверждаете, что народ еще не готов к демократии. Я хочу переместиться на 20 лет назад, оказаться в том времени, где мы являемся единственной восточной нацией, история и сознание которой берут свое начало в евроцентризме, в универсальном учении. Один умный армянин сказал мне: Мы можем читать наших классиков, но нет необходимости беседовать о них с иностранцами. Действительно, обсуждать творчество М.Ф. Ахундова наравне с Руссо, Вольтером, Дидро или Кантом будет не к месту. Но справедливости ради, я хочу сказать о некоторых его особенностях. Я верю, что в истории остаются люди, которые приближают будущее. М.Ф. Ахундов предсказал будущее и он направил все свои силы, чтобы приблизить это будущее. Он с большим вниманием читал своих современников. Это ясно можно увидеть в его произведениях. С полной уверенностью мы можем сказать, что он самый великий мыслитель востока. Пророчество в искусстве — важно, а он предчувствовал будущее с большой достоверностью. Логично и естественно, что нация, чья история и сознание начались с автора, исповедующего евроцентризм, стала на путь секуляризма. Секуляризм был нашей высшей ценностью.
Сегодня, спустя 20 лет после независимости, наша маленькая нация принимает с достоинством вызов невежества и фанатизма. В то время, как мы, пожалуй, единственный исламский и восточный народ, который свершил дресс-код революцию. Если вы поедете на самую окраину Азербайджана, вы увидите людей в костюмах. Возможно, костюмы будут немного пыльными, но это не меняет ситуацию. Даже Ататюрк, безжалостный и требовательный реформатор не смог довести до конца дресс-код революцию. Если верить слухам, он казнил людей, которые отказывались одевать шляпы, и после казни приказывал одеть на них шляпы. В нашем случае это было намного легче. Людям показали фильмы, прочитали лекции, и может быть чуть-чуть пригрозили, и они легко стали носить костюмы и шляпы.
В начале прошлого века мы дали женщинам избирательное право. Правда, мы сделали это формально. У нас не было условий наполнить это содержанием. Свобода женщины не была тогда предметом обсуждения. Из-за восточной ментальности, невежества и фанатизма, женщины жили в рабстве. Приобретались и продавались как товар. Жены впервые видели своих мужей в первую брачную ночь. Матери выбирали жен для своих сыновей в общественных банях. Несовершеннолетних девочек насильно выдавали замуж за стариков. Было очень мало женщин умеющих читать и писать. Когда один из наших интеллектуалов захотел жениться, он поместил объвление в газету, о том, что ищет женщину, знающую грамоту. Признание избирательного права женщины в таких условиях может показаться комичным. Но это действие, по крайней мере, показало наше стремление к свободе. Многие достижения начинались с имитации хороших примеров. Если направление выбрано правильно, рано или поздно, в результате будет развитие. Многие нации основали свою литературу и культурные традиции, подражая другим.
В нашем парламенте, который работал в очень сложных условиях в начале XX века, были представлены многие слои общества. Это было большим достижением, если учесть что люди в то время даже не имели фамилий. Только три процента умели писать и читать. Неудачный опыт независимой парламентской республики, которая была создана в неблагоприятных условиях и не могла вести независимую внешнюю политику, тем не менее, показал, какое направление мы выбрали еще много лет назад. Мы были на стороне свободы, демократии и секуляризма. Незадолго до создания республики, горстка учителей проявила заботу и поддерживала наших безграмотных и невежественных предков. Это ценный пример. Это пример для нас, мы сегодня также должны позаботиться и поддержать наших безграмотных и невежественных соотечественников. Так мы, передавая хороший пример из поколения в поколение, отдадим дань нашим предкам.
Если обобщить, грамотная и образованная часть человечества должна заботиться и поддерживать его невежественную и безграмотную часть. Мы доказали, что достойны демократии еще сто лет назад. Но сегодня, в нашем обществе, те люди, которые своим поведением и мышлением могут быть хорошим примером для остальных, находятся в тюрьмах. Они могли бы закрыть глаза на правду, и получить свою долю чертовых благ. И как, вы, европейцы, объявляете, что мы еще не готовы к демократии? Почему мы не готовы, если эти люди проводят свою жизнь за решеткой? Они – безумцы? Может быть потому, что они в меньшинстве? Но ведь тогда, когда столь постыдная идеология как фашизм бродила по Европе, тех из вас, кто кричал: Это преступно! Это надо остановить!, было намного меньше тех, из вас, кто ошибочно поддерживал. И вопреки этому, тот, кто сказал «Нет!» сохранил честь Европы. Благодаря тому, что сегодня можно объявить: Не все из нас участвовали в преступлениях, было много тех, кто посмел сказать нет – сохранилась честь многих наций. Сколько людей кричали: Нет – расизму!, когда расизм позорно распространялся во всех штатах США? Когда русские устроили кровавую баню в Польше, молчали все те писатели, которых мы читаем с упоением. Только Александр Герцен оказался способным на протест против этой бесчеловечности. Позже его назвали спасителем чести русской демократии.
Мы хотим и пробуем забыть темные страницы истории, и наши злодеяния, но неуместные оправдания, напоминают нам о них. Возможно, народ получает то, что заслуживает. Но правда ли, что есть народы, которые мгновенно понимают и ценят идеи своих интеллектуалов? Сколько мыслителей и художников жили и умерли в нищете? Люди обречены на вечное невежество! Каждая эпоха имеет свой вид невежества. Люди предпочитают ценить то, что они могут увидеть и потрогать. Многие живут повседневными проблемами, не думая о будущих поколениях или будущем вообще. Это одна из причин, по которой зло имеет тенденцию побеждать. Для зла проще найти сторонников. Поэтому образованные должны помочь необразованным, поддержать их развитие, так же, как интеллектуалы высшего уровня пытались просветить невежественные массы. Но вы, европейцы, вместо доступного объяснения людям преимуществ чистоты окружающей среды, продаете им автомобили, большие, как танки.
Вы строите безопасные проходы для животных рядом с шоссе в ваших странах, в то время как в других странах уничтожаются различные виды животных. Вы те, кто создает условия угнетения в других местах. Вы могли бы способствовать демократии и свободе во всех уголках мира, вместо того, чтобы способствовать потребительству, рынку автомобилей, одежды, алкоголя и сигарет. Страдания и чувства каждого человека универсальны. Вместо того, чтобы распространять свободу и демократию, своими подделками и двойными стандартами вы ввергаете в отчаяние и безнадежность людей, желающих свободы и демократии. Люди протестовали в Азербайджане в 1998, 2003 и 2005 годах, сплачиваясь и требуя: свободу и демократию! Сейчас площади пусты. Никто не может дать объяснения и собрать людей. Некоторые поменяли «свободу и демократию!» на «Аллаху Акбар!» . С этим ничего нельзя сделать. Когда человек теряет надежду на земле, он ищет ее в небе. Мы не французы, чтобы взять флаги и проводить на баррикадах целый день. Людям в моей стране надоели двойные стандарты. Все уже стало предельно ясно, не нужно быть политиком, чтобы увидеть ваши злодеяния.
Правда, с этими двойными стандартами вы, у вас есть и достижения. Ваши парки, музеи и церкви ремонтируются нашими лидерами. Но вы также должны знать, что многие аптеки в Баку вывесили объявления «лекарства по льготам не выдаем».
Позвольте мне прояснить это для вас. Вы посещаете гламурный прием, проводите вечер за бокалом дорогого вина, обсуждая искусство и жизнь с организаторами, которые безжалостно угнетают свой собственный народ, лишая их самых основных прав и свобод человека, отнимая самое дорогое в этом мире. Было время, когда те, кто истреблял людей в концентрационных лагерях, также предпочитали проводить свободные вечера в театре или слушая музыку. В Освенциме, где девять тысяч человек умирали ежедневно в газовых камерах, одновременно шли театральные постановки и показы кино. То, что вы делаете сегодня, не сильно отличается. Можно простить человеку неосознанное совершение преступления. Гораздо сложнее простить того, кто совершает преступление сознательно. Сейчас вы совершаете преступления сознательно, и простить вас, в этом случае, трудно. Да, через двойные стандарты, вы делаете деньги и пытаетесь решить свои собственные проблемы. Но тогда вы не должны забывать, что вы строите свое счастье на несчастье других. Предоставляя политическое убежище нескольким людям или тратя несколько евро на демократию, вы пытаетесь смыть свою вину. Но вы не должны забывать, что попрание демократии ради денег, это не единственное, что вы делаете. Вы оскорбляете дух ваших предков, ставших мучениками во имя Liberté, Egalité, Fraternité.
Предоставляя политическое убежище нескольким людям или тратя несколько евро на демократию, вы пытаетесь смыть свою вину. Но вы не должны забывать, что попрание демократии ради денег, это не единственное, что вы делаете. Вы оскорбляете дух ваших предков, ставших мучениками во имя Liberté, Egalité, Fraternité.
Сеймур Байджан
31-03-2014, Баку
перевод с английского southcaucasus.com