Согласно Европейской конвенции по правам человека, осужденный за пытки не может попасть под условно-досрочное освобождение или амнистию, однако в законе Армении подобной формулировки нет. Об этом на обсуждении в ереванском «Медиа центре» 26 июня заявил председатель правозащитной организации «Верховенство права» Артак Зейналян.
По его словам, государство должно обеспечить право на адвоката с момента ареста, что, считает он, имеет непосредственную связь с вероятностью неприменение пыток.
«Если человек заявляет, что к нему проявили бесчеловечное отношение и он был один, ему не предоставили адвоката, то груз доказательства падает на государство. Это важное обстоятельство, которое в Армении не закреплено законом. Я хочу поговорить о термине «пытка».
Согласно Конвенции, если человек осужден за пытку, он не может попасть под условно-досрочное освобождение или амнистию, это является составляющей частью предотвращения пыток». Зейналян напомнил о деле Вагана Халафяна. Правозащитник уверен, что Халафян скончался в результате побоев, нанесенных ему в отделении полиции, а стражи правопорядка разыграли спектакль: одного из них осудили, однако он попал под амнистию.
Он привел и другой пример того, как случаи пыток, даже после того, как машина власти преодолена, а факт пыток доказан, не становятся поводом для соответствующих наказаний. Речь о вердикте Европейского суда по правам человека по делу «Вирабян против Республики Армения», когда правительство задействовало все ресурсы, однако ЕСПЧ, тем не менее, признал факт пыток.
Пытал Вирабяна нынешний начальник полиции Еревана Ашот Карапетян: его не только не привлекли к ответственности, но также повысили в должности, покровительствует Карапетяну начальник полиции Армении Владимир Гаспарян, заключил Зейналян.