В случае вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) можно забыть о независимости судебной власти. Об этом в ходе обсуждения в Ереване заявил председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян.
По словам правозащитника, идея ЕАЭС целиком политическая, и его инициатор следует программе создания политической империи, где будут действовать общие правила политической игры, навязанные всем членам Союза.
«В этих условиях можно забыть о судебной власти и правах человека в Армении», — сказал Ишханян, выразив надежду, что структура, тем не менее, не состоится или будет мертвой, как в случае с СНГ.
Страны-члены ЕАЭС либо диктаторские государства, подобно Беларуси, добавил он, либо стремящиеся к диктатуре, подобно России и Казахстану.
«В этих странах действует воля монарха, кого приговаривать, кого –нет, решается его волей». По словам Ишханяна, в Армении нет независимой судебной системы, тем не менее, была надежда, что когда-нибудь проведут реформы, а после вступления в Евразийский экономический союз и об этом можно будет позабыть.
Другая участница обсуждения, председатель общественной организации «Защитник права без границ» Айкуи Арутюнян заявила, что в рамках вступления Армении в ЕАЭС и предпринятых для подписания договора действий стране предъявили требования о проведении реформ в судебной системе, были приняты меры с целью внесения некоторых изменений.
«Фактически, мы имели программу действий по выполнению представленных государству обязательств, которые показывали, что спустя некоторое время хотя бы в сфере судебной власти у нас возникнет ситуация, когда будет гарантирована защита прав человека», — заявила Арутюнян.
В предусловиях вступления в Таможенный союз такого пакета реформ нет, добавила она.
«В договоре говорится, что государства-члены должны привести в соответствие их правовые процедуры. Если рассмотреть правовое поле стран-членов, станет ясно, что положение неутешительное. В самой России ситуация со сферой судебной власти не подразумевает прогресса в случае соответствия с ней», — заключила правозащитница.