В ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи обратились 26 человек по вопросу нарушений в ходе зимнего призыва 2013 и зимнего 2014гг., обращались как сами призывники, так и их родные. Об этом на пресс-конференции 24 ноября заявила координатор миротворческих программ офиса Армине Садикян.
По ее словам, 23 из 26 обратившихся указывали на проблемы со здоровьем: сообщения касались недолжного оказания медпомощи или несогласия с поставленным диагнозом. В трех случаях зафиксировано нарушение порядка отсрочки от призыва, когда, к примеру, было нарушено право человека на продолжение учебы.
По словам Садикян, 15 обратившимся была предоставлена юридическая помощь, врач-эксперт изучил представленные медицинские документы, после чего в министерство обороны отправили соответствующее письмо. Представитель офиса сообщила, что, как и в прошлые годы, они не получают какого-либо четкого разъяснения оборонного ведомства.
«Когда мы отправляем в министерство обороны письмо, просим разъяснений по вопросу конкретного гражданина, по прошествии месяца, иногда с 10-дневным опозданием, мы получаем ответы – наши скопированные письма и одно предложение о том, что человек признан годным для службы. По сути, ответа нет. Мы знаем, что он признан годным, но почему? На наши реальные обоснования нет ответа», — заявила Садикян.
В качестве другого нарушения прав призывников она отметила, что им дают отсрочку в четвертый раз, между тем, это является грубым нарушением закона. По закону, по болезни призывник может быть освобожден от службы единожды сроком на 3 года, или трижды на срок до года. Призывник, трижды получивший отсрочку, в четвертый раз должен либо быть освобожден от службы, либо отправлен служить, а отсрочка в таких случаях является нарушением закона. Если за время 3-х отсрочек состояние здоровья не улучшилось, его должны освободить от службы, однако были случаи, когда призывников без какого-либо обоснования отправляли служить нездоровыми.
По словам Садикян, для упрощения процесса обжалования они предложили министерству, чтобы сам врач предоставлял призывнику копию акта медобследования, однако им ответили, что это создаст дополнительные проблемы из-за отсутствия копировальных аппаратов.
«Фактически, правом призывника пренебрегают в пользу технических средств», — заключила Армине Садикян.