1 декабря Апелляционный уголовный суд Армении оставил в силе вердикт суда первой инстанции по делу скончавшегося в следственном изоляторе Нагорного Карабаха военнослужащего Айка Мовсисяна.
Через своих представителей Артура Сакунца и Араика Заляна мать погибшего Эгине Петросян требовала признать незаконным решение Специальной следственной службы закрыть уголовное дело о смерти Мовсисяна и признать ее правопреемником пострадавшего, однако ереванский суд общей юрисдикции отклонил это требование.
Апелляционный суд постоянно затягивает рассмотрение жалобы, так как ответчик – прокуратура – отказывает в предоставлении доказательств, послуживших основанием для закрытия дела.
Еще в суде первой инстанции истец потребовал от следователя представить все материалы дела, однако судья Мнацакан Мартиросян не обязал следователя сделать это, вынес вердикт, не ознакомившись со всеми материалами дела. Апелляционный суд в лице предстедателя Манушак Петросян не согласился с решением суда первой инстанции и потребовал представить все документы по делу, но этого так и не сделали.
Как отмечает ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи, на заседании 1 декабря прокуратура отправила в суд письмо, в котором отмечалось, что необходимые для рассмотрения жалобы материалы уже в деле. Суд, в свою очередь, заявил, что считает судебное следствие завершенным, и приступил к этапу обсуждения ходатайств о предоставлении дополнительных доказательств.
Представитель матери погибшего Араик Залян ходатайствовал о повторном принятии мер для получения материалов по уголовному делу, закрытому Специальной следственной службой. Однако суд заявил, что уже принял все возможные и необходимые меры для получения упомянутых материалов. Также судья отметил, что представленных в суд первой инстанции материалов достаточно для того, чтобы удалиться в комнату для совещаний и принять решение. Залян настоял на удовлетворении ходатайства, заявив, что в противном случае будет нарушено требование четвертой части статьи 290 уголовно-процессуального кодекса, так как это положение обязывает орган, осуществляющий производство, представить суду материалы касательно жалобы. Тем не менее, суд отправился в комнату для совещаний, позже огласив решение об отклонении ходатайства.
До предыдущего заседания Араик Залян отметил важность наличия всех материалов по закрытому делу, так как в ходе предварительного следствия были допрошены должностные лица. В апелляционной жалобе Залян указывает на ряд других нарушений. В частности, согласно официальным документам, 20 ноября 2012г. вердиктом суда общей юрисдикции Сюникской области (резиденция находится в столице Нагорного Карабаха Степанакерте) Мовсисян был признан виновным в уклонении от службы [в Карабахе] и приговорен к 3 годам заключения. В жалобе адвоката говорится, что официально Мовсисяна арестовали и вынесли приговор правоохранительные органы и судебная власть Армении, однако содержался он в следственном изоляторе Карабаха (шушинская тюрьма).
«Решения предварительного и судебного следствий не содержат информации о договоренности между государствами относительно содержания в карабахских тюрьмах граждан Армении, осужденных судами Республики Армения, однако мы можем констатировать, что если здоровый человек был арестован полицией Армении и впоследствии скончался, государство (Республика Армения) обязано представить убедительное описание событий, которые привели к смерти человека», – в частности, говорится в апелляционной жалобе.
По официальной версии, Мовсисян совершил самоубийство в камере УИУ «Шуши». Мать военнослужащего заявила, что не верит в эту версию.
По словам представителей матери пострадавшего, органы предварительного следствия и судебные органы не приняли всех мер для раскрытия преступления. В частности, не установлено, законно ли решение уполномоченного органа, отправившего Айка Мовсисяна на службу в Нагорном Карабахе, мог ли Мовсисян повеситься при помощи простыни на ручке окна в течение 6-7 минут, а также в результате какого медицинского вмешательства военнослужащий мог остаться в живых.
Армянские СМИ связывают увольнение бывшего начальника Специальной следственной службы Андраника Мирзояна с неточностями в деле Айка Мовсисяна.