Статья общественной организации «Диалог мира» опубликована на сайте инициативы европейского гражданского общества в рамках ЕПНК.
Министр обороны Армении Сейран Оганян издал новое распоряжение, запрещающее доступ родственников погибших солдат и представителей гражданского общества к информации о небоевых инцидентах со смертельным исходом среди военнослужащих.
Что позволит правительство знать родителям солдат, погибших в небоевых условиях, а что — нет, и почему? Каковы их намерения? Последние четыре года армянская НПО «Диалог мира» работает с родителями и другими родственниками солдат, погибших в небоевых ситуациях, чтобы узнать точно, как и почему погибли их сыновья. Многие родители обратились в «Диалог мира» за помощью. Организация создала интернет сайт "Safe Soldiers for a Safe Armenia" (www.safesoldiers.am) для сбора информации от семей погибших солдат, и после получения разъяснений от военных должностных лиц делится этой информацией с общественностью. Первоначально Министерство обороны (МО) содействовало организации в предоставлении этой информации. С 2014 года они перестали отвечать на запросы «Диалога мира», что стало поводом для обращения суд. Судопроизводство началось в январе 2015 года.
Согласно законодательству Армении, в течение 30 дней Миноброны должно ответить на иск, но ответ пришел только 15 августа 2015 года — спустя восемь месяцев. «Диалог мира» получил копию возражения на иск министра обороны, адресованное Административному суду. В копии отмечается, что с 13 августа 2015 года вся информация о погибших в небоевых условиях солдатах засекречена в соответствии с новым распоряжением. Какова цель подобного распоряжения? Делается ли это ради того, чтобы не позволить скорбящим родителям узнать, что именно произошло с их детьми на службе у государства? Неужели все эти случаи носят такой характер, что предоставление информации о них родителям и обществу поставит под угрозу безопасность Армении? Возможно, некоторые, но, конечно, не все.
Согласно пункту 17 того же распоряжения («Информация о функциях военной полиции, а также о правонарушениях и происшествиях»), инциденты в Вооруженных Силах, а также информация, выявляющая их причины, являются засекреченными в зависимости от степени их секретности и с учетом изменений в военно-политической и оперативной ситуации в стране.
Общественная организация отмечает, что данное распоряжение ограничивает возможности гражданского общества осуществлять контроль над деятельностью ВС. Теперь даже финансовые отчеты считаются засекреченной информацией. Организация намерена подать иск для оспаривания данного распоряжения.