Главная / Видео / Армянские полицейские водой из грязного ручья поили «турка-диверсанта». Мать борется за права сына

Армянские полицейские водой из грязного ручья поили «турка-диверсанта». Мать борется за права сына

Житель города Мартуни Гегаркуникской области Армении Алик Захарян не может восстановить здоровье спустя год после того, как его подвергли унижению и избили полицейские. Об этом Epress.am рассказала его мать Соник Саакян. У сына, по словам собеседницы, до сих пор страхи и кошмары, он страдает бессонницей.

Захаряна пытали трижды: в двух случаях – в армии, в 2001 году, кроме того, по словам женщины, летом 2014 года он подвергся пыткам со стороны сотрудников военной полиции и полицейских.

Ереван-Гадрут-госпиталь

В 2001-ом молодого человека призвали в ереванскую войсковую часть спецназа. Саакян рассказывает, что через некоторое время после призыва она встретилась с командиром Артуром Симоняном, который потребовал у нее $500, в случае невыплаты денег пригрозив отправить сына в Карабах. Женщина сказала, что денег у нее нет, затем попросила время, чтобы найти сумму. Вернувшись в Мартуни, Саакян думала продать квартиру, но прежде решила посоветоваться с сыном. В ходе очередного приезда в Ереван ей сообщили, что Алика отправили в Карабах, не назвав военчасть. Впоследствии выяснилось, что после встречи с Саакян, командир пригласил к себе Захаряна и, без каких-либо объяснений, ударил его стулом по голове.

Позже сын рассказал матери, что от удара он потерял сознание и пришел в себя уже в медпункте, когда ему накладывали швы. В одной из воинских частей Гадрута (Карабах) издеваться над молодым человеком продолжал начальник медпункта Ерджаник Амбарцумян. По словам Алика Захаряна, врач бросил лекарство на пол, требуя взять его и выпить. После отказа Амбарцумян начал избивать солдата.
 Когда сына привезли в Ереван, говорит мать, она его не узнала, настолько опухшим было лицо. Жаловаться они боялись, так как были уверены, что по выздоровлении его снова заберут в армию, и будет еще хуже. Таким образом Захаряна пугали еще в Карабахе. В военно-клиническом госпитале «Каназ» у него диагностировали органическое поражение головного мозга.

«Врач в госпитале сказал «это неизлечимая болезнь, как он может служить? Вас обманули, чтобы вы не жаловались»». Саакян представила жалобу на начальника медпункта, возбудили уголовное дело, однако суд решил, что в момент инцидента у Ерджаника Амбарцумяна было психическое расстройство, и ему назначили принудительное лечение. Саакян заявляет, что о следствии им даже не сообщили.

«Турецкий диверсант»

Кошмар с сыном, говорит собеседница, повторился спустя 13 лет после инцидента в армии.
В июле 2014 года Алик Захарян, будучи инвалидом второй группы, отправился на кладбище неподалеку от Мартуни, чтобы очистить могилы родных.

По дороге его остановили несколько полицейских, вместе с которыми были сотрудники военной полиции. Они назвали Захаряна «турецким диверсантом». Уже после случившегося Захарян рассказал матери, как сообщил полицейским, где он живет, но те стали пытать его: требовали выпить воды из грязного ручья, скрутили ему руки, избили, затем посадили в автомобиль и увезли в отделение. По словам Саакян, «задерживающие преступники» разорвали брюки сына, чтобы узнать, обрезан ли он. В материалах уголовного дела случай описан совершенно иначе: отмечается, что брюки были изношены, в результате чего и порвались, хотя мать утверждает, что они были новые. Захаряна отпустили, продержав в отделении 5.5 часов.

По словам Саакян, до этого инцидента сотрудники городского управления полиции Мартуни имели на него зуб, один из стражей правопорядка угрожал ему словами «ты еще припомнишь». Именно с этой угрозой женщина и связывает случившееся с сыном.

На основе жалобы Саакян было заведено уголовно дело, впоследствии, однако, закрытое. В ходе следствия было выявлено множество нарушений, говорит собеседница. В частности, сына отправили на судебно-медицинскую экспертизу по прошествии 11 дней после инцидента, когда части повреждений уже не было. Это предоставило следователям возможность сказать, что здоровью нанесен легкий вред. Свидетели-полицейские отметили, что Захарян оказывал сопротивление при задержании. Все это послужило поводом для закрытия дела.

Соник Саакян пыталась обжаловать решение о закрытии уголовного дела, однако суд первой инстанции и Апелляционный суд сочли его законным. Следствия, по ее словам, проходили с нарушениями, в частности, ее не всегда оповещали о заседаниях и не разрешали зачитать свою жалобу. В другом случае заседание назначили на 16:30 и, когда Саакян явилась в суд в 16:17, ей сказали, что на часах судьи время начала заседания и вердикт уже вынесен.

В ходе одного из заседаний, рассказывает собеседница, судья Арарат Петросян, ссылаясь на материалы дела, поинтересовался у прокурора Арама Хачатряна, почему Захаряна заставляли выпить воды из грязного ручья.

«Думали, что это турецкий диверсант», — ответил прокурор.

Соник Саакян намерена обратиться в Кассационный суд. И хотя после случившегося она практически не доверяет системе правосудия, за восстановление нарушенных прав сына женщина готова бороться всеми возможными способами.