Непрофессионально ожидать того, что после вступления в Евразийский экономический союз для Армении откроется большой рынок, в беседе с Epress.am заявил экономист Ашот Егиазарян.
«Были далекие от реальности подходы, только пропаганда, не было никакого реального обоснованного подхода. Страны-члены ЕАЭС структурно очень похожи друг на друга. Данные страны экспортируют сырье и с точки зрения производства имеют очень примитивную структуру: производство сельхозпродукции, ее первичное перепроизводство, в некоторых странах, скажем, в Беларуси, России, существует производство товаров повседневного спроса, что не столь сложно. Эти страны, по сути, мало чем могут обменяться друг с другом. Неслучайно товарооборот между ними составляет 8-9%, остальное достается странам внешнего мира», — отметил эксперт.
В сложившихся условиях, по мнению собеседника, каждая страна-член ЕАЭС хочет, чтобы рынок был несколько больше, а в таких условиях естественно, что Евразийский союз, в первую очередь, должен был служить России. РФ из-за проблем с западными странами и санкций заявила о политике импортозамещения, цель которой заключается в самостоятельном удовлетворении своих потребностей, в первую очередь, по части продовольственных товаров.
«Ясно, что в таких условиях этот рынок не открывается и для Армении, так как политика России направлена на поощрение своих производителей. В то же время начал действовать и другой фактор: рынок начал уменьшаться. С попаданием под санкции, в изоляцию у России возникли проблемы: упали цены на нефть, а эта страна, по сути, живет за счет нефтедолларов. Страна стала менее платежеспособной, и товары, экспортируемые из Армении, к примеру, коньяк, будут покупать меньше. Когда мы говорим, к примеру, о 170-миллионом рынке, это численность населения – 170 миллионов. Когда ссылаются на экономические показатели, нужно понимать, какой объем экспортируемых из Армении товаров этот рынок может поглотить. В этом смысле за последний год рынок уменьшился. Не считая проблем Армении с транспортом, перевозками, не учитывая того, что торговая деятельность жителей страны стала рискованной, так как рубль девальвировался, а договоры российская сторона заключала в рублях. В этих условиях армянские производители несли большие убытки. То есть параллельно с ослаблением России возникло множество проблем. Говорить, что подобных прогнозов до заключения договора не было, неверно. Если бы мы подошли серьезно, научным образом, учли ряд факторов, меняющуюся внешнюю среду, можно было бы предвидеть эти проблемы», — заключил Егиазарян.