Народные волнения, охватившие в середине января ряд районов Азербайджана, вновь привлекли внимание к ситуации в закавказской республике, еще вчера казавшейся образчиком полицейской стабильности. О причинах протестов рассказывает Мурад Гаттал.
— 2015 год в Азербайджане завершился под знаком обвала национальной валюты: в конце декабря ее курс по отношению к доллару США упал почти на 50 %, а если учитывать предыдущую девальвацию в феврале, то за год манат обесценился почти в два раза. Причина этого, конечно, существенное падение мировых цен на главные экспортные товары — нефть и газ, сокращение в связи с этим доходов бюджета и золотовалютных резервов Центрального банка, которые не могли больше использоваться для поддержания стабильного курса. Был объявлен “плавающий курс” маната, хотя де-факто регулятор все же старается удерживать его, не давая плавно катиться вниз, как это происходит с рублем.
Это сразу же обернулось ростом цен — буквально в течение двух-трех дней цены на многие товары взлетели в полтора-два раза, что вызвало панические настроения у населения. Правительство оказалось к кризису не готовым — уверяя через СМИ, что “все под контролем”, оно принимало противоречивые решения, отменяя их через некоторое время. В результате последовала серия протестов в регионах страны. Они не были организованы какими-то политическими силами, хотя конечно делались попытки их “оседлать”.
Акции носили стихийный и не скоординированный характер, их участники — это крестьяне, рабочие и мелкие торговцы, которые выдвигали требования остановить рост цен, прекратить сокращения и невыплаты заработной платы. Политические лозунги были непопулярны, массово звучали только в Губе в форме призывов к отставке руководства республики. В течение недели выступления произошли в десятке населенных пунктов по всей стране, перерастая в столкновения с полицией. В ряде случаев в города вводились подразделения внутренних войск, разгонявшие протестующих водометами и резиновыми пулями.
Но азербайджанские власти, как всегда в случае действительно массовых выступлений, применили не только кнут, но и пряник. Помимо арестов участников выступлений и “подстрекателей” из числа оппозиционных активистов, волевым решением были снижены и стабилизированы цены на основные продукты питания, в первую очередь, отечественного производства, проведены показательные аресты завышавших цены “спекулянтов”, в среднем на 10 % подняты зарплаты бюджетникам и пенсии.
Сейчас в стране установилось некое затишье. И власти, и общество понимают, что возврата к “тучным” годам нефтедолларов, когда и «первые» могли спокойно обогащаться, и «последним» перепадало на хлеб с маслом, закончились. Правительство заявляет, что надо лишь немного потерпеть, и развитие экономики вновь пойдет вверх — ставка делается как на увеличение объемов нефтегазового экспорта, так и развитие туризма, транспортных коридоров (Китай — Европа, Индия — Россия), привлечение инвестиций (для них введены существенные налоговые льготы). Излучает оптимизм и опубликованная недавно статья Ильхама Алиева “Будущее азербайджанской экономики”, хотя в ней больше говорится о прежних успехах, а о будущем — едва различимыми широкими мазками.
Однако все равно в структуре азербайджанского экспорта нефть и газ составляют свыше 95%, и хотя добывающая промышленность сейчас составляет только 25% ВВП, анализ его структуры показывают зараженность страны “голландским синдромом”, а значит экономику страны ждет болезненная перестройка. Уже сейчас сокращаются рабочие места, закрываются многие предприятия, особенно быстро теряющие клиентов мелкие.
Пока у режима еще есть мощный ресурс: не весь кредит доверия исчерпан — кто не видит альтернатив, кто боится “постмайдана”, а кто верит что “царь хороший, а бояре плохие”; явного раскола элит не произошло, а потенциально нелояльных недавно в очередной раз зачистили; зачищено и оппозиционное поле — правые либо прикормлены, либо репрессированы (да и их лекарство — “либерализация, приватизация, рынок порешает” — не лучше самой болезни), левые малочисленны, а исламисты еще не имеют достаточно сторонников в общенациональном масштабе и их легальная работа максимально затруднена. Как ни парадоксально, к “тощим годам” оказались не готовы ни власти, ни оппозиция.
Мурад Гаттал, Sol Front, Азербайджан
опубликовано на сайте РСД