Министр обороны России Сергей Шойгу, следуя приказу президента Владимира Путина выводить войска из Сирии, распорядился с 15 марта начать передислокацию на территорию РФ основной части группировки российских вооруженных сил.
О распоряжении Шойгу сообщило управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ. В ведомстве пояснили, что перелеты с авиабазы Хмеймим в Россию выполняются группами. “В состав каждой группы входит “лидер” — самолет военно-транспортной авиации (Ту-154 или Ил-76), в котором перевозится инженерно-технический персонал, авиационное и материально-техническое имущество, а также следующие за ним российские боевые самолеты различных типов”.
Путин пояснил, что поставленная перед Вооруженными силами РФ задача выполнена. При этом отмечалось, что российские военные базы в Сирии будут функционировать в прежнем режиме.
Свое решение Путин согласовал с президентом Сирии Башаром Асадом, отмечает “Российская газета”. Заявление главы государства прозвучало неожиданно: представителей СМИ в Кремль пригласили вечером на “мероприятие по международной тематике”, не сообщив никаких деталей заранее. Когда в кабинет президента вошли министр обороны Сергей Шойгу и глава МИД Сергей Лавров, стало ясно, что обсуждаться будет Сирия.
Глава Минобороны РФ во время совещания с президентом перечислил достигнутые в Сирии военные успехи. Шойгу сообщил, что из Латакии вытеснены террористы, восстановлено сообщение с Алеппо, в Пальмире продолжается зачистка боевиков, авиабаза Квайрес деблокирована. “Всего при поддержке нашей авиации сирийские войска освободили 400 населенных пунктов, достигнут существенный перелом в борьбе с терроризмом”, — подытожил министр.
Эксперты американской разведывательно-аналитической компании Stratfor считают, что успех действий России в Сирии можно будет оценить лишь тогда, когда в ходе переговоров по межсирийскому урегулированию в Женеве будет заключено какое-либо соглашение. “Вывод войск, который начнется 15 марта, в тот же день, что и мирные переговоры при посредничестве ООН в Женеве, может быть признаком прорыва в переговорном процессе. Важно будет следить за любыми сигналами о предстоящем соглашении, исходящими из Женевы, и указаниями из ЕС, которые могут быть намеком на потенциально большую сделку”, — говорится в сообщении на сайте Stratfor.
При этом аналитики пояснили, какую выгоду Россия получила от проведения воздушной операции в Сирии. Российская сторона демонстрировала и тестировала свои вооружения, которые претерпевают существенную модернизацию. Это, в свою очередь, может поспособствовать заключению сделок о продаже оружия, в частности — Ирану.
Также России удалось в значительной степени ослабить террористическую группировку “Исламское государство”, хотя вклад российской стороны был лишь частью более широких, многосторонних усилий, в том числе, коалиции во главе в США, повстанческих сил, курдских формирований. “В целом “Исламское государство” не удалось победить, но его силы в Сирии и Ираке стали значительно слабее, нежели пять месяцев назад”, — заключили американские эксперты.
Аналитики напомнили, что свои действия в Сирии российское руководство пыталось связать с другими внешнеполитическими вопросами — конфликтом на Украине, а также дискуссией по поводу санкций Евросоюза и США в отношении РФ. В Stratfor считают, что “до сих пор неясно, достигла ли Россия прогресса в отношении своей главной цели”.
И все же одним из результатов операции в Сирии стало возобновление интенсивного диалога российского руководства с мировыми лидерами и прежде всего с президентом США Бараком Обамой. В частности, Москве и Вашингтону удалось достичь договоренности о перемирии в САР, вступившем в силу 27 февраля.
Эксперты полагают, что после этого действия России и США были скоординированы, пишет “Коммерсант”. “Решение о выводе войск, которое на первый взгляд выглядит очень неожиданным, не могло быть принято Москвой без договоренности с США, достигнутой в результате непростого компромисса. Если сделка не сработает, ничто не мешает Москве в случае необходимости вернуть свои ВКС в Сирию”, — считает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
В преддверии очередного этапа переговоров в Женеве в прессе распространились сведения о возможной федерализации Сирии. Сообщалось, что Россия и Запад обдумывают вариант применения федеративного устройства, которое позволило бы сохранить единство раздираемого войной государства и одновременно предоставить региональным властям широкую автономию.
Во имя рейтинга Путина
Журналист Андрей Колесников в статье на сайте Forbes обратил внимание, что рейтинг президента Путина привязан к различным операциям, одной из которых стала воздушная операция ВКС РФ в Сирии.
Но “без войны на фоне экономического кризиса очень сложно сохранять прежний уровень мобилизации и консолидации населения вокруг самого первого лица”. “Сложившаяся линейка военных действий — от крымской кампании и гибридной войны на юго-востоке Украины до бомбардировок Сирии и торгового противостояния с Турцией — должна быть продлена. Просто потому, что больше нечем компенсировать отсутствие экономических успехов, нечем сплачивать население вокруг Кремля”, — пояснил автор материала.
По мнению Колесникова, для сохранения рейтинга Путину придется “найти еще какую-нибудь географическую точку, где можно “показать класс”, иначе градус “одобрения деятельности” может быстро снизиться”. “Что-то надо придумать — хотя бы скромные войсковые маневры в арктическом регионе”, — резюмировал журналист.