Параллели между Арменией и Израилем: мысли о нынешнем дискурсе Армении. Обсуждение на эту тему в Американском университете Армении вызвало недовольство многих присутствовавших. Дело в том, что на странице мероприятия в соцсети «Фейсбук» отмечалось название «Как Армения может последовать примеру Израиля в разных сферах?», однако обсуждение сменила критика в адрес Израиля и ее политики.
«Я немного смущен, так как думал, что обсуждение коснется вопроса, как небольшое население может быть сильным, сопротивляться агрессии и не проявлять агрессию к другим. Что должна делать Армения, чтобы быть настолько сильной? Есть ли у нас возможность не быть сильными? Нет. Подобной альтернативы нет. Но сейчас мы не обсуждаем того, как Армения может стать сильной, чему мы можем научиться у Израиля», — сказал один из участников.
Другой выразил недовольство тем, что обсуждение больше затрагивало проблемы палестинцев.
Недовольство провоцировали двое участников обсуждения из США – философ Маргар Мелконян и писательница Нэнси Григорян, с которыми связались через скайп. Они усомнились в том, что сравнение Армении с Израилем или армян с евреями может быть «единственно возможным сравнением». К примеру, армяне могут сопоставлять себя и с палестинцами с точки зрения оказываемого давления, способности противостоять ему, миграции. Более того, для Армении не только невозможно стать вторым Израилем, но также, будь это возможно, стало бы пагубным для обнищавшей страны.
По словам Маргара Мелконяна, Израиль можно больше сравнивать с бывшей апартеидной Южной Африкой, чем с Арменией. Они похожи не только с идеологической точки зрения, но и тем, что в своих регионах они стали наместниками США, Великобритании, Германии. В основном Израиль заселен прибывшими недавно людьми и их потомками, которые имеют определенные привилегии и права по сравнению с палестинцами, чьи непосредственные предки жили на этой земле до прибытия переселенцев.
По его мнению, сопоставление национальной принадлежности, класса и силы как в Израиле, так и в Южной Африке дало превосходство части населения над теми, кто проживал там до колонизации. Общность отмеченных признаков, по словам Мелконяна, создает в стране внутреннюю сплоченность и именно этим обусловлены, к примеру, «боевой дух» израильского населения и популярность армии в народе.
«Это сильно отличается от Армении, где армянские плутократы, богатые властители правят населением, а армянские капиталисты эксплуатируют трудящихся. Да, Армения стабильна, то есть не переживает постоянные революционные встряски, как, например, Украина, но в Армении спокойно по сравнению с постсоветскими странами. По сравнению с Израилем это не так. Ереван и Баку восхищаются израильской стабильностью, но не понимают, что это является результатом институционализированного апартеида», — отметил Мелконян.
По словам Нэнси Григорян, Армения не похожа на Израиль, а армянская Диаспора — на израильскую, и это хорошо. Писательница говорит, что дело не в произраильской или пропалестинской позиции, а в решении проблемы. Она привела в пример ограничения на передвижение палестинцев, осуществляемые израильскими властями военной силой. «Я хотела сказать, что критика политики руководства Израиля не антисемитизм».
Когда было сказано об отсутствии проблем у нацменьшинств Армении, в зале процитировали политика, еврейского священнослужителя Меира Кахане. Этот американский и израильский общественный, политический и религиозный деятель, депутат Кнессета 11-го созыва, публицист, еврейский националист говорил, что не хочет, чтобы на израильской земле проливалась кровь арабов, так как он против их наличия на этой территории. И последовал вопрос: не привело ли «исчезновение» в Армении азербайджанцев к «отсутствию» проблемы нацменьшинств. Попытка ответа повторила бытующие в Армении разговоры о том, что изгнание азербайджанцев было оправдано насилием, примененном к армянам в Азербайджане.