Главная / Аналитика / Первый президент разъяснил, какие этапы карабахского урегулирования обсуждают власти Армении

Первый президент разъяснил, какие этапы карабахского урегулирования обсуждают власти Армении

Первый президент Армении, лидер партии «Армянский национальный конгресс» Левон Тер-Петросян дал разъяснения по поводу своего заявления от 17 декабря. Текст напечатан на Ilur.am.

«Для меня не стала неожиданностью отрицательная, эмоциональная, искаженная, обвинительная, грозная, истеричная реакция, и в моем выступлении это предвидено. Неожиданностью стала положительная реакция, которая означает, что 18-летней госпропаганде, направленной на промывание мозгов, тем не менее, не удалось выкорчевать здравомыслие из нашей реальности. И, по всей видимости, именно это обстоятельство особенно вывело из себя жалких политиканов, греющих руки на крови других людей.

Не имея намерения отвечать на отрицательную реакцию, считаю необходимым лишь с сожалением констатировать, что мои уважаемые оппоненты, осудившие и объявившие пораженческой или предательской мою «точку зрения» или «концепцию» карабахского урегулирования, оказались в смешной, если не сказать жалкой ситуации. Оказывается, эти люди совершенно не в курсе процесса карабахского урегулирования. Объясню, что я имею в виду.

17 декабря я представил не свое мнение или свою концепцию решения карабахского конфликта, а говорил о поставленной в данный момент на стол переговоров и принципиально принятой властями Армении конкретной программе урегулирования, к которой я лично и Армянский национальный конгресс не имеем никакого отношения. Это так называемый «мадридский-казанский-лавровский» вариант урегулирования, который, по сути, ничем не отличается от поэтапного варианта 1997г. и содержит данные следующие друг за другом шаги:

этап первый: армянская сторона возвращает Азербайджану контролируемые Карабахом 5 из 7 районов, за исключением Кельбаджара и Лачина;

этап второй: на новой карабахско-азербайджанской линии соприкосновения размещаются миротворческие силы;

этап третий: провозглашается международно признанный промежуточный статус Нагорно-Карабахской Республики;

этап четвертый: устраняется блокада Карабаха и Армении и восстанавливаются все пути сообщения, связывающие Азербайджан, Карабах, Армению (вероятно, и Турцию);

этап пятый: определяется окончательный статус Нагорно-Карабахской Республики;

этап шестой: Азербайджану возвращаются оставшиеся два района, кроме Лачинского коридора.

С 2007 года, а более интенсивно – в течение последнего года, власти Армении ведут переговоры со странами-сопредседателями Минской группы и, в частности, Россией, по поводу этой программы урегулирования. То есть такова официальная точка зрения властей Армении в вопросе карабахского урегулирования, полную ответственность за которую несут входящие в эту власть Республиканская партия и «Дашнакцутюн», и меньше – фракции и депутаты, солидарно голосующие вместе с ними в Национальном Собрании. Вынужден повторить, что я и Конгресс не только не имеем к этой программе какого-либо отношения, но и вообще не имеем иного рычага влияния на ее реализацию, кроме как выражение своего мнения, Следовательно, выходит, что те, кто считает пораженчеством и предательством взаимные уступки и сдачу территорий, дискутируют не с нами, а сами с собой и осуждают не наше мнение и концепцию, а свою же программу. Вот, что значит оказаться в смешной, если не сказать вызывающей сострадание ситуации.

Что касается позиции нашей партии в связи с отмеченной программой урегулирования, то, вопреки тому, что она не оправдывает всех надежд армянского народа, мы за ее немедленную реализацию, потому что: а). в случае промедления Армения и Карабах станут еще слабее, и б). следующий вариант решения будет хуже этого. По сути, не возражая этой позиции, некоторые представители провластных кругов выразили недоумение в связи с тем, своевременно ли предавать ее огласке. Мы сделали это, исходя из двух соображений: во-первых, нет более удобного момента для политического наставления обществу, чем предвыборный период, и, во-вторых, чтобы карабахское решение, подобно 3 сентября 2013г., не было ошеломительной неожиданностью и не привело к внутриполитическим волнениям. Как отмечалось в моем выступлении, подготовка общества к взаимным уступкам и миру, в первую очередь, должна была стать именно их делом, а не Конгресса. Их обязанность выполнили мы, и нами же еще недовольны.

Предметом бурных обсуждений после съезда стало мое выражение «Ключ от решения вопроса Карабаха находится в руках России». Эта очевидная истина, не имеющая огтношения к внешнеполитической ориантации и не содержащая элемента симпатии или антипатии к России, дала повод для таких притворных и нелепых комментариев геополитического характера, упоминать о которых было бы просто несерьезно. В основе моего утверждения о ключе решения карабахского вопроса лежат следующие неопровержимые факты. В отличие от России, вопрос Карабаха для Запада никогда не был приоритетным, о чем свидетельствует то, что последний, кроме официальных заявлений и дипломатических инициатив, не совершил никаких эффективных шагов в этом направлении. Режим прекращения огня между Азербайджаном и Карабахом и в 1994, и в 2016гг. был заключен исключительно усилиями России. Будучи активно вовлечена в водоворот ближневосточных событий на этапе возобновленной холодной войны, Россия не может потерпеть такого взрывоопасного очага, как карабахский конфликт, в непосредственной близости от своих границ. Поэтому в последнее время инициатива урегулирования этого конфликта перешла в руки России, к чему и Запад относится с пониманием. Снова в отличие от Запада, именно Россия владеет эффективными рычагами воздействия на власти Азербайджана и Армении и установления согласия между ними – реальность, на которую также неоднократно указывали западные политологи. Как я отметил в одной из своих статей год назад, «речь совершенно не идет о навязывании со стороны России какой-то новой программы решения карабахского вопроса, а лишь о придании нового импульса программе, составленной усилиями Минской группы на основе мадридских принципов».

Многих возмутило и то, что я назвал Ильхама Алиева государственным деятелем с рациональным мышлением. Это свидетельствует о том, что они понятия не имеют, что значит рациональное мышление. Рациональное мышление – ни экстраординарное достоинство, ни выражение исключительности. Так как человек – разумное существо, этот вид мышления присущ большинству. То есть рациональное мышление – норма, иррациональное – исключение. Это понятие, в конечном счете, приводит к способности дать верную оценку реальности и пониманию причинно-следственных связей между явлениями. Данная способность не связана с воспитанием людей, уровнем образованности или системой ценностей. Обычные безграмотные люди зачастую бывают более рационально мыслящими, чем окончившие университет. Любой сельчанин знает, что если не полить поле в срок, оно высохнет. Всякому лесорубу известно, что если не учитывать наклон дерева, оно упадет ему на голову. Всякому бизнесмену известно, что если его товар некачественный, он не продастся. Так что, рациональное мышление — не сверхъестественное качество, а констатация наличия его у кого-либо – не похвала или комплимент. Рационального мышления лишены только те, чьи притязания преобладают над их способностями и чья самооценка не соответствует их достоинствам.

Ограничусь этим, потому что на другой бред по поводу моего выступления в прессе и в «Фейсбук»-е лучше меня ответили тысячи активных граждан с рациональным мышленнием».