Азербайджан пока не называет точное число девочек, которым запрещают учится в школе, но отдельные эксперты посчитали, что каждый год школу бросают 20 тысяч учениц, едва научившихся читать и писать.
Съемочная группа Мейдан ТВ описывает проблему на примере поселка Маштага в 20 километрах от Баку. Там учеба девочек в школе зачастую прекращается в 4-5-м классе. Большинство 10-12-летних не только не ходит в школу, но и вообще не выходит из дома. На улицах поселка редко встретишь женщин с непокрытой головой.
Одна из местных жительниц, женщина в никабе объяснила причину тяжелым характером отцов: «Они не хотят, чтобы дочери сидели за одной партой с мальчиками и вообще общались с ними. Было бы намного лучше, будь в Азербайджане раздельные школы для мальчиков и девочек».
У 15-лтней Анжелики нет отца, а мама много работала, чтобы обеспечить ее и еще четверых детей. Женщина не успевала помогать дочери с уроками, и та доучилась только до 5 класса, а потом стала заниматься хозяйством. «Писать умею, но плохо, а читаю хорошо. Если бы я осталась в школе, сейчас ходила бы в девятый класс».
По закону, среднее образование в Азербайджане обязательно. В законе говорится, что государство гарантирует каждому гражданину создание условий для получения образования независимо от пола, расы, языка, вероисповедания, политических убеждений, национальности, социального статуса, происхождения или состояния здоровья и гарантирует недопущение дискриминации.
Тем не менее, о том, что многим девочкам не дают учиться собственные родители, открыто говорят даже госструктуры.
Отсутствие образования — едва ли не главная причина трагедий тысяч женщин, — считает Мехрибан Зейналова, председатель общественного объединения содействия женщинам «Чистый мир». По ее словам, из 200-250 женщин, ежегодно обращающихся к ним, по крайней мере 70 либо совсем не учились в школе, либо только в начальных классах.
Рухия Алиева — одна из таких женщин. Сейчас ей 23, она живет в приюте для жертв домашнего насилия. Женщина говорит, что имей она хотя бы базовое образование, жизнь могла сложиться иначе. Писать Рухия не умеет совсем, но читает, по ее словам, неплохо.
— Родители сказали: «зачем тебе школа, сиди лучше дома».
«Сидеть дома» в обычной небогатой сельской семье — это обычно тяжелый труд в доме и в поле, раннее замужество, подрывающие здоровье беременность и роды, и изнурительная работа, которая не кончится до старости.
По словам Зейналовой из «Чистого мира», запрещая девочкам учиться, иногда ссылаются на экономический фактор, полагая, что образование нужнее сыну. «Кому-то старшая дочь нужна в качестве няньки, присматривающей за младшими детьми. Бывает, что семья таким образом бережет нравственность дочери, защищает ее от «опасности», исходящей от мальчиков-одноклассников.
И в результате, по ее словам, девочки зачастую не получают даже начального образования. Согласно исламу, мальчики и девочки должны учиться в разных школах. В Азербайджане раздельных школ нет.
Даже для тех семей, которые не возражают против того, чтобы их дети учились, школы могут быть не доступными географически. В Азербайджане работает примерно 300 начальных школ — то есть таких, в которых можно проучиться только с 1 по 4 класс. В основном, эти школы расположены в горных провинциях, и после их окончания детям для продолжения учебы нужно ездить, например, в соседние села, говорит Кямран Асадов, эксперт в области образования. «Есть родители, которые не хотят отпускать детей так далеко, и, конечно, в первую очередь это родители девочек».
По словам Асадова, иногда имена учеников записываются в журнал, а на самом деле в школе эти дети не появляются.
Эксперты полагают, что самым эффективным решением проблемы может стать суровое наказание для родителей, которые не дают детям учиться. Выходом из ситуации, по мнению Зейналовой, может стать создание специальных групп мониторинга, поскольку исполнительная власть не справляется, а родители должны привлекаться к ответственности.