Командующий Корпуса стражей Исламской революции генерал Мохаммад Али Джафари в среду объявил об «окончании смуты и поражении мятежа» в стране. При этом в соцсетях продолжают появляться видео и фотографии демонстраций протеста.
Получить независимую оценку происходящих в Иране событий затруднительно, поскольку работа корреспондентов иностранных изданий запрещена или строго контролируется властями страны, а сразу несколько популярных приложений для обмена текстовыми сообщениями заблокировано.
При этом протесты в Иране не утихают уже почти неделю. Это редкое и довольное неожиданное явление для страны со столь развитым репрессивным аппаратом.
Массовые протесты начались 28 декабря во втором по значимости городе Мешхеде и быстро охватили все крупные города, включая столицу Тегеран. Полиция использовала для разгона протестующих слезоточивый газ и водяные пушки. Первоначальные лозунги, связанные с дороговизной и прочими социальными проблемами, быстро переросли в призывы политические — «Смерть диктатору!», «Реза Пехлеви (изгнанный в 1979 году шах Ирана — А.Ш.), мы ошибались!», «Нет Газе, нет Сирии и Ливану — да Ирану!» Выступавшие на митингах призывали власти покончить с вмешательством во внутренние дела соседних (арабских) стран и использовать финансовые ресурсы на восстановление иранской экономики. Согласно некоторым местным блогерам, временами появлялись лозунги с критикой России.
Большой процент протестующих – это иранский рабочий класс и граждане из разных регионов страны. Они раньше были консервативным оплотом исламской революции, но теперь больше всего страдают от экономического застоя в стране. Одной из самых главных причин экономического застоя Ирана является гиперзависимость страны от экспорта нефти и газа. Львиная доля энергетического богатства страны достается очень узкому слою политической и экономической элиты. Из этого национального богатства мало что доходит до большинства иранцев. Поэтому протестующие выступают с резонным вопросом к иранской власти: «Если страна такая богатая, почему мы так бедно живём?». Официальный уровень безработицы в Иране составляет 12%. При этом в некоторых районах страны нетрудоустроены до 60% населения.
Протестующие нападают на штабы и места дислокации «святая святых» — Корпуса стражей исламской революции (КСИР), силовую опору режима аятолл, захватывают местные органы власти в провинциальных городах. По некоторым сведениям, сам рахбар Хаменеи якобы переправил свою семью в Турцию. В результате столкновений с полицией и подразделениями КСИР на данный момент погибли не менее 22 человек. За последние несколько дней было арестовано более 450 человек, 200 из которых было задержано в ночь на понедельник в Тегеране. Власти сообщили, что временно ограничили в стране доступ к «Телеграму» и «Инстаграму». Также из некоторых районов поступают сообщения о полной блокировке доступа в интернет.
Глава Корпуса стражей Исламской революции в среду объявил о завершении протестов и «подавлении мятежа». «Наши враги должны знать, что военные угрозы или угрозы безопасности не сработают против Ирана».
При этом в МВД Ирана заявили, что обстановка по всей стране находится под контролем и беспорядки закончатся в ближайшие дни.
Однако, по данным оппозиционных активистов, акции протеста все еще продолжаются. В соцсетях также появляется много фотографий и видеозаписей демонстраций.
По словам Касра Наджи из Персидской службы Би-би-си, главное отличие от крупной волны протестов 2009 года состоит в том, что на этот раз у движения нет очевидных лидеров. Реформисты и консервативные круги перекладывают ответственность за происходящее в стране друг на друга или иностранные государства. Но протесты тем не менее показывают, насколько иранское общество недовольно растущей бедностью с одной стороны и давлением властей — с другой.
Иранская правозащитница и юрист, лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади призвала народ Ирана участвовать в акциях гражданского неповиновения и активно продолжать антиправительственные протесты по всей стране.
В интервью газете Asharq Al—Awsat правозащитница отметила, что конституция дает иранцам право протестовать, поэтому они должны оставаться на улицах. Кроме того, Эбади призвала соотечественников не оплачивать налоги, коммунальные счета за воду, газ и электричество, а также забрать деньги из государственных банков.
По мнению правозащитницы, это способ оказать экономическое давление на правительство, заставить его прекратить насилие и удовлетворить требования протестующих. «Если правительство не слушало вас на протяжении 38 лет, значит, пришло время игнорировать то, что оно говорит вам сейчас», — сказала Эбади в интервью.
Она назвала «ужасающим» масштаб коррупции в Иране, отметила чрезвычайно высокий уровень военных расходов и «экстремально высокую» безработицу. Особенно высок уровень безработицы среди молодых людей — основных участников уличных акций.
Нынешняя волна протестов в Иране оказалась самой масштабной начиная с 2009 года. Тогда протест возглавила интеллектуальная элита страны после переизбрания президента Махмуда Ахмадинежада. На этот раз протест вспыхнул одновременно по всей стране, в том числе в регионах, традиционно поддерживавших правительство.