Группа граждан написала открытое письмо на имя министра юстиции Артака Зейналяна в защиту уроженки Сисиана Асмик Саргсян.
Множество дел, рассмотренных судами в течение последних лет, затрагивают людей, чьи поступки были обусловлены крайне несправедливой, угнетающей социально-политической ситуацией и несправедливостью в Армении, когда люди были лишены обязательств государства в виде соцобеспечения, надлежащей медпомощи и соцуслуг, не были защищены от домашнего и другого вида насилия. Эта несправедливая социальная атмосфера многих довела до тюрьмы. Из крайней нужды людям приходилось совершать поступки, которые квалифицируются как преступление, но при этом являются крайней мерой для сохранения жизни и достоинства детей, находящихся на их попечении. При прежнем режиме угнетению, унижению и незаконному наказанию очень часто подвергались люди, связывающие большие надежды с нынешним революционным правительством.
В числе таких случаев и дело Асмик Саргсян. За кражу из квартиры знакомой 10 000 драмов (женщина настаивает на сумме 4000) суд первой инстанции Сюникской области приговорил ее к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы. Общественный защитник обжаловал решение, в результате чего 26 мая 2018 года Апелляционный суд приговорил ее к лишению свободы сроком на 5 лет — без конфискации имущества. В рамках дела сочтено доказанным, что мотивом для кражи денег стала необходимость обеспечения минимального уровня достойного существования детей. То есть пропитание детей должно было рассматриваться (оцениваться) в качестве крайней необходимости, а кража денег — попыткой нейтрализовать непосредственную опасность, угрожающую жизни и здоровью детей из-за отсутствия пропитания.
Согласно первой части статьи 44, причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не считается преступлением.
Нарушения второй части статьи 44 УК (Превышением крайней необходимости признается причинение умышленного вреда, явно не соответствующее характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам устранения опасности, если охраняемым законом интересам причинен равный или больший по сравнению с предотвращенным вред) не было, так как Саргсян украла из квартиры пострадавшей сумму, необходимую только на покупку продуктов питания, между тем, у нее была возможность выкрасть имущество, но она этого не сделала. То есть умышленное причинение вреда соответствовало характеру угрозы жизни и здоровью детей.
Это не единственный случай: в армянских тюрьмах содержатся десятки осужденных женщин-опекунов несовершеннолетних детей. Они совершали преступления, чтобы спасти детей от бедности и голода и получили более строгие наказания, чем, к примеру, те, кто применяет насилие или убивает женщин, применяет сексуальное насилие. Эта ситуация не может быть приемлемой в сложившейся в Армении новой политической ситуации.
Учитывая, что судебно-правовая система обязана руководствоваться принципом гуманности в качестве обязательства, вытекающего из конституции, как то: человек является высшей ценностью, неотчуждаемое право признано нерушимой основой его прав и свобод, а уважение и признание основных прав и свобод человека и гражданина — обязанность общественной власти, они ограничивают общественную власть в качестве непосредственно действующего права, просим включить в проект закона об амнистии людей, привлеченных к уголовной ответственности по статье 177 (кража в особо крупных размерах) и отбывающих наказание, в частности, Асмик Саргсян.
Под открытым письмом подписались Анаит Симонян, Анна Никогосян, Анна Шахназарян, Арэ Мартиросян, Арман Гарибян, Арпинэ Галфаян, Заруи Ованисян, Зара Арутюнян, Лала Асликян, Стелла Чандирян.