21 ноября в степанакертской резиденции суда общей юрисдикции Сюникской области Армении продолжится производство по делу об изнасиловании солдата в одной из военчастей Мартакертского района Армии обороны Карабаха. Насилие в отношении уроженца Еревана К. началось с первых дней службы: офицер Г., по словам парня, периодически избивал и насиловал его, пишет Forrights.am.
После этого случая, о котором матери парня и командиру стало известно в январе, в третьем гарнизонном следственном отделе СК Армении завели уголовное дело по факту действий сексуального характера в отношении К. Однако это было формальностью. Никакой меры пресечения в отношении Г. не применили, он пользовался правом свободного передвижения и, конечно, отрицал, что избивал и насиловал солдата. А спустя несколько месяцев военнослужащему К. предъевили обвинение за лжесвидетельство.
«Его удерживали в военной полиции, как он рассказал позже, под давлением вынудили дать признательные показания о том, что он якобы оклеветал офицера. В суде парень отказался от показаний, данных на этапе предварительного следствия. Так, служба превратилась для К. в кошмар», — отмечает автор.
В процессе предварительного следствия защитник К. Айарпи Саргсян боролась за то, чтобы военнослужащего оградили от подозреваемого в изнасиловании, от возможного воздействия с его стороны, давления и угроз. А мать солдата добивалась его перевода в одну из воинских частей в Армении. Но ни министерство обороны, имеющее право перевести военнослужащего из Армении на родину, ни Армия обороны Арцаха на протяжении долгого времени не выполняли эту просьбу.
Наконец, две недели назад парня перевели из Мартакерта в одну из расположенных поблизости частей в Матагисе, однако она подведомственна вышеупомянутой, и вход сюда открыт для офицеров из прежнего места службы военнослужащего.
Адвокату Айарпи Саргсян пришлось обратиться в прокуратуру, сообщив, что новая военчасть расположена недалеко от Мартакерта, и она опасается, что давление на молодого человека повторится. Офицера Г. она обвиняет в тяжком преступлении. Если будет доказано, что он изнасиловал солдата, его не только ждет тяжкое наказание в виде лишения свободы, но он также лишится своего места в жизни, чести офицера и столкнется с грубым отношением не только со стороны товарищей, но и будущих сокамерников. Так что, отмечает автор статьи, Г. есть, что терять, и новые попытки воздействия на К. вполне ожидаемы.
«Я обратилась в министерство обороны, требуя перевода К. в другую воинскую часть, не подведомственную Мартакерту», — говорит Саргсян. В этом деле большой объем документации: бесчисленные заявления в Минобороны, генпрокуратуру, к Омбудсмену, даже премьеру, между тем, в условиях сострадания к солдату можно было быстро организовать его перевод, чтобы оградить от возможного давления и угроз.
«Но о каком сострадании идет речь, если министерство обороны даже не в курсе о статусе военнослужащего, оказавшегося в трудной ситуации. Минобороны Армении до такой степени равнодушно к своим солдатам, что не знает, что в Арцахе его лишили законного права на отпуск, и оправдывает это решение.
Согласно письму военной прокуратуры от 3 ноября, «из военчасти 33651 Армии обороны в Минобороны Арцаха, командиру АО, генерал-лейтенанту Л. Мнацаканяну было отправлено письмо о переводе в другую воинскую часть, в то же время исключив дальнейшую службу военнослужащего в какой-либо военчасти, подведомственной десятой горнострелковой дивизии». Фактически, Минобороны пренебрегает законными решениями, затрагивающими военнослужащего, отмечает автор.