Выступление премьера Армении Никола Пашиняна на заседании правительства о судебно-правовой системе:
«Я пригласил вас на встречу, чтобы обсудить вопрос, на мой взгляд, требующий неотложного и срочного решения. За последний год в Армении произошли всем известные политические изменения, в результате которых в стране утверждены пользующиеся доверием народа легитимные правительство и Национальное собрание.
События последнего года, однако, постоянно указывают на то, что в Республике Армения как не было, так и нет судебной власти, которая пользовалась бы доверием народа. И деятельность судебной власти постоянно вызывает волнения в нашем обществе.
Я не могу и не хочу рассуждать о законности и обоснованности решений, принимаемых судебной властью. Это не входит в мои полномочия, хотя мерить одним аршином и давать одну оценку всем решениям судов невозможно.
Вне зависимости от всего, очевидно, что решения судебной системы не внушают обществу доверия, и это я говорю не только как премьер, но и как представитель народа Армении, обладающего политическим правом говорить от имени народа — носителя высшей власти в Армении.
Народу Армении известно, что в результате свободного волеизъявления он сформировал законодательную власть, в результате международно признанных свободными, справедливыми, прозрачными и демократическими выборов сформировал правительство — исполнительную власть.
Но народ Армении воспринимает судебную власть в качестве пережитка прежней коррумпированной системы, где постоянно устраивают заговоры против народа. Насколько реальна эта версия, насколько она обоснована — совершенно другой вопрос.
Но то, что судебная власть не пользуется доверием народа, означает, что она не обладает достаточной легитимностью для того, чтобы функционировать, что сегодня уже представляет прямую угрозу для нормальной жизни нашей страны, стабильности и национальной безопасности.
С первого дня избрания премьером я обязался не вмешиваться в дела судебной власти и свято соблюдал данное обязательство. Но с другой стороны, к сожалению, я не могу гарантировать, что судебная система не подчиняется теневому и незаконному воздействию, в основном со стороны бывшей коррупционной системы, потому что две эти системы связаны друг с другом человеческими, политическими и другими связями.
Я могу привести лишь один пример: насколько мы можем быть уверены, что сегодняшняя судебная система в состоянии провести объективное следствие по тому же делу о 1 марта, в случае, когда десятки случаев беззакония со стороны исполнительной власти совершались именно посредством действующей судебной власти?
И это уже видно по решениям Европейского суда по правам человека, эти решения касаются жильцов отчужденных жилых территорий и других вопросов. Эта ситуация непосредственно влияет также на объявленную нами борьбу с коррупционными преступлениями.
Несмотря на то, что на самом высоком политическом уровне было объявлено о том, что борьба с коррупцией является для нас приоритетом, из-за отсутствия доверия к судебной системе страдает эффективность работы следственных органов, так как очень часто следственные органы работают с предубеждением, что из-за судебной системы все равно все разоблачения будут затрачены впустую, именно по причине той же органической связи с коррупционной системой.
Эти проблемы, конечно, возникли не теперь. И я осознавал это с первого дня избрания премьером. Тем не менее, опираясь на ценности ненасильственной, народной, бархатной революции, произошедшей год назад, я считал, что каждый должен иметь возможность участвовать в создании Новой Армении, внести свою лепту, в том числе путем политического или правового покаяния, конкретными шагами, направленными на установление доверия народа.
Я также надеялся, что множество судей, осознав, что их прежние судебная деятельность и система ценностей не соответствуют стремлениям Новой Армении и не позволяют им выносить вердикты во имя Республики Армения, откажутся от статуса судьи.
Этого, однако, не произошло, и я считаю исчерпанной текущую возможность судебной системы удостоиться доверия народа. Мы не можем терпеть эту ситуацию, потому что, как я сказал, это вопрос стабильности страны, нормальной жизни и национальной безопасности. Это также вопрос дальнейшего экономического развития, потому что ненадежная судебная система является препятствием в вопросе улучшения инвестиционной ситуации страны.
Итак, уважаемые коллеги, настало время для хирургического вмешательства в судебную систему. Этот процесс должен выражаться в следующем:
1. Все действующие в Армении судьи должны пройти через, так сказать, vetting, то есть общество должно владеть полной информацией о политических связях судей и их происхождении, имущественном состоянии, деятельности, которой он занимался в статусе судьи и до того, о личных и профессиональных качествах.
2. Все авторы вердиктов, вынесенных с грубым нарушением прав граждан, что подтверждено решениями Евросуда по правам человека, должны подать в отставку, уйти или быть устранены с должностей.
3. Все судьи, которые сами знают, что неспособны быть беспристрастными и объективными, должны подать в отставку, таким образом оказав услугу Республике Армения и ее народу.
4. Теперь уже внедрение механизмов переходного правосудия жизненно необходимо для Республики Армения, и в течение 2-3 месяцев мы должны подытожить работу, проделанную в этом направлении за последние 7-8 месяцев.
5. В Национальном собрании должна быть проведена соответствующая законодательная работа, чтобы реализовать эту жизненно важную для нашей страны повестку и обеспечить в Армении наличие действительно гарантированной независимой судебной системы. Если для этого потребуются конституционные реформы, мы должны пойти на этот шаг, если нужно будет сделать это путем общенародного референдума, мы должны пойти и на такие решения.
Причем, вся эта работа должна проводиться в рамках сотрудничества с авторитетными международными организациями, использованием лучшего международного опыта и международных обязательств, принятых на себя Арменией. Мы уже долгое время обсуждаем всю эту повестку с представителями ООН, Совета Европы, Евросоюза, ОБСЕ, Международного валютного фонда, Всемирного банка, и я надеюсь, все наши международные коллеги поддержат Армению, потому что мы хотим иметь не марионеточную судебную систему, а действительно независимую, объективную, действительно основанную на верховенстве права, соответствующую основным критериям цивилизованного мира.
В этом вопросе мы должны широко сотрудничать с гражданским обществом Армении, с общественными организациями, экспертным сообществом. Хочу подчеркнуть, что действительно настало время для четкой, надежной и институциональной антикоррупционной борьбы.
Поэтому я счел необходимым расставить акценты. Мой правовой и политический статус предполагает, что я обязан сделать все, чтобы лучшие ожидания народа претворились в жизнь, стали реальностью, и все это произошло без потрясений.
Уважаемые коллеги,
пользуясь случаем, хочу затронуть еще одну тему, которая имеет косвенную связь с вышеотмеченной. Очевидно, что есть конкретные силы, представляющие бывшую коррупционную систему, которые пытаются воспользоваться формулой, применяемой ими прежде, как то: спровоцировать разногласия, противоречия и даже вражду между народами Арцаха и Армении — по логике «Разделяй и властвуй» — с целью сокрытия и оправдания совершенных ими в прошлом коррупционных преступлений.
И хотя для всех нас очевидно, что вследствие системной коррупции в нашей стране часто наиболее всего страдали наши соотечественники в Арцахе, некоторые чиновники используют коррупционные связи для осуществления в Арцахе пропаганды против правительства Армении и против премьера лично. Еще в ходе кампании к прошлогодним парламентским выборам я сказал, что, анализируя все это, можно разглядеть даже далеко идущий план заговорщического разжигания войны, даже сдачу некоторых территорий и возложение ответственности за случившееся на правительство Армении.
В этом смысле я считаю это деятельностью, походящую на госизмену, и как премьер Республики Армения — гаранта безопасности Арцаха, — верховный главнокомандующий ВС в ситуации войны, я прибегну к самым жестким мерам для искоренения этих заговорщических намерений.
Считаю, настало время создать парламентскую комиссию для изучения обстоятельств апрельской войны 2016 года и получения ответов на ряд волнующих всех нас вопросов.
Подытоживая тему Арцах-Армения, призываю наш арцахский народ сказать однозначное нет, отвергнуть все те силы, деятельность которых направлена на внесение противоречий между двумя частями нашего народа. Призываю народ Арцаха поддерживать только те силы, которые выступают с позиции несомненной поддержки народа Армении и ее легитимного представителя — правительства. Все другие силы однозначно преследуют одну цель: использовать арцахский народ в интересах узкой группы, чтобы избежать ответственности за совершенные в прошлом преступления, чтобы строить заговоры против суверенитета Армении и Арцаха.
Произошедшие в Армении перемены необратимы, их инициировала не отдельно взятая политическая сила, а свободный и гордый гражданин Армении, весь армянский народ. Все те, кто живет бессмысленным желанием отбросить Армению назад, действуют против народа. Против народа Армении, против народа Арцаха, против армянского народа.
Революция любви и солидарности свергла коррупционную систему и не может смириться с каким-либо другим результатом, чем полная и безоговорочная капитуляция этой коррупционной системы. Что касается судебной системы, хочу констатировать, что судебная система, власть которой не исходит от народа, существовать не может.
В неизменной второй статье Конституции Армении четко сказано: Власть в Республике Армения принадлежит народу. Народ осуществляет свою власть посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц. Следовательно, в стране не может существовать власть, в том числе судебная, которая не представляет народ, власть которой не исходит от народа.
Как премьер-министр Армении, я считаю себя гарантом власти народа Армении. И намерен совершить необходимые для гарантирования этой власти шаги, вплоть до того, чтобы при необходимости обратиться за непосредственной поддержкой народа.
В этом смысле, считаю, стоит объяснить, какую цель преследовал мой призыв о блокировке с утра входов во все без исключения суды Армении.
Основной символ этой акции заключается в том, что в Армении не может быть судебной системы, не пользующейся доверием народа, в противном случае, народ будет воспринимать как оскорбление даже самое обоснованное решение, потому что вердикты выносят во имя Республики Армения, то есть от имени народа Республики Армения.
И эти вердикты могут выносить только те, у кого есть институциональное право говорить от имени Республики Армения, то есть — от имени народа.
Дамы и господа, дорогой народ, по результатам этого обсуждения я в прямом эфире «Фейсбук»-а обращусь к нашим согражданам, которые блокировали входы в здания судов».
На следующий день после того, как суд решил освободить из-под стражи второго президента Роберта Кочаряна, обвиняемого в свержении конституционного строя по делу «1 марта» и получении взятки в особо крупном размере, Пашинян призвал единомышленников с утра 20 мая блокировать входы и выходы судов страны.
После совещания Пашинян в прямом эфире «Фейсбук»-а обратился к отозвавшимся к его призыву гражданам, назвав сегодняшнюю акцию средством продемонстрировать возмущение общества в связи с наличием несправедливой судебной системы: «Все мы видим, что в Армении происходят стихийные процессы против судебной системы и было очень важно содержательное преобразование этих процессов во благо создания в Армении независимой судебной системы и констатация того, что в этом вопросе у народа с правительством разногласий нет». В выходные в Ереване проходили стихийные шествия и митинги против освобождения Кочаряна под поручительство бывшего и нынешнего глав Карабаха Аркадия Гукасяна и Бако Саакяна.