«Мы полностью блокировали эти пути, чтобы Серж Саргсян пришел к власти».
Газета «Жоховурд» побеседовала с допрошенным по делу об уничтожении документов СНБ генерал-майором Тиграном Барсегяном, бывшим начальником Главного управления по защите Конституции, общественного порядка, борьбе с терроризмом СНБ, по словам которого, уничтоженные материалы напрямую связаны с делом 1 марта.
Документы затрагивали не только события 11-летней давности, но и другие вопросы, связанные с безопасностью страны, в частности, сказал Барсегян:
«С 2005 года перед Службой нацбезопасности был поставлен вопрос обеспечения поэтапного перехода власти от Роберта Кочаряна Сержу Саргсяну. Но сделать это нужно было таким образом, чтобы в процессе Сержу Саргсяну удалось обеспечить свои договоренности касательно вопросов экономики, политического развития событий и Арцаха.
Мы прослушивали и в полной мере осуществляли оперативно-розыскные мероприятия в связи с вопросами, касающимися страны. Могу сказать, что поступала достаточно серьезная информация, к примеру, из квартиры работницы посольства США Лилит Оганян, где были установлены устройства для прослушки и где собирались сотрудники посольства, в частности, руководитель политического отдела посольства Стивен Бэнкс и зампосла Джозеф Пенингтон.
Во всех своих докладах, начиная с избрания Сержа Саргсяна в 2008 году, они сообщали, что в стране происходит грабеж. Ответственность Сержа Саргсяна за присвоения финансов и, в целом, ограничений в стране возросла настолько, что американские, международные структуры просто били в набат, сообщая об этом своему руководству.
Во всех тайных докладах, которые мы по ходу прослушивали, они сообщали руководству, а именно — Центральному разведывательному управлению и другим руководителям США, что Армения регрессирует и ее необходимо наказать.
Безвозмездные финансовые поступления в Армению были ограничены, закрыли программу «Вызовы тысячелетия», европейские структуры тоже блокировали все поступления, оставили только кредиты.
Мы докладывали об этом, но Серж Саргсян ничего не предпринимал.
Есть предыстория: еще до прихода к власти Сержа Саргсяна Служба нацбезопасности блокировала деятельность различных общественных, политических организаций, которые поддерживали из-за рубежа.
К примеру, мы прослушали и воспрепятствовали деятельность Артура Багдасаряна с [зампослом Великобритании] Ричардом Хайди. Блокировали деятельность Самвела Бабаяна, который при содействии русских пытался решить кое-какие вопросы, в том числе касательно Арцаха. Мы ограничили деятельность Арама Карапетяна, который, при содействии российской стороны, пытался стать внутриполитическим фактором. В 2007 году мы предотвратили подготовку революции Аликом Арзуманяном, которая называлась «Революция веников» и финансировалась из Москвы бизнесменом Левой Айрапетяном, которому оказывали покровительство российские политические и экономические круги. Мы заблокировали деятельность Жирайра Сефиляна.
Одним словом, полностью блокировали эти пути, чтобы Серж Саргсян пришел к власти.
Я вам официально заявляю: во время всех наших прослушек и оперативно-розыскных работ поступала информация о том, что Серж Саргсян готовится сдать земли в Арцахе, в частности, 5 освобожденных районов вокруг Арцаха.
Согласно поступавшим данным, по поручению и с согласия американской стороны, Саргсян собирался сдать эти территории взамен на уступки, — по их мнению, уступки, — и американцы пытались безвозмездно инвестировать в Армении 3 миллиарда долларов.
Благодаря [бывшему директору Службы нацбезопасности, покойному] Горику Акопяну, в свое время мы получили данные о том, что Серж Саргсян пытался провести переговоры по вопросу сдачи земель с Джо Байденом и Бараком Обамой. У Горика Акопяна имелись стенограммы этих встреч, он говорил мне о них. Думаю, он уничтожил эти стенограммы.
Когда Серж Саргсян руководил страной, серьезное недовольство его деятельностью конкретно в вопросе Арцаха возникло у «Дашнакцутюн», и достаточно серьезные недовольства были также у движения, возглавляемого Левоном Тер-Петросяном.
Серж Саргсян попытался подкупить и «Дашнакцутюн», и Левона Тер-Петросяна. Тер-Петросяну, по имевшимся данным, предложили 10 миллионов долларов, чтобы он вообще замолчал. «Дашнакцутюн» получила эти деньги, но Левон Тер-Петросян не взял.
Осознав, что никакой внутриполитической поддержки он не получает, Серж Саргсян попытался решить вопросы при помощи внешнего мира. Российская сторона противодействовала американской, и благодаря этому предательская программа Сержа Саргсяна по арцахскому вопросу зашла в тупик.
Когда в 2010 мы проводили наши ежегодные встречи с российской ФСБ, возник такой вопрос: представители русского генералитета сказали мне, что высшее российское руководство недовольно деятельностью Сержа Саргсяна в связи с Арцахом.
Об этом я представил Горику Акопяну совершенно секретную справку на 12 страниц, он доложил Сержу Саргсяну, но вернули ее или нет, я не знаю. Что Горик Акопян сделал с этим документом, в случае необходимости, покажет служебное расследование».