В 2018 году между сыном уроженки города Спитак Соней Саргсян и полицейскими произошел инцидент: было заведено уголовное дело, ее сына арестовали на 2.5 года. По словам женщины, у сына проблемы с психикой, он дважды совершал попытку самоубийства, на этом основании был освобожден от службы в армии.
Она опасается, что сын может навредить себе в тюрьме. За прошедшие 2.5 года Саргсян не раз обращалась в правоохранительные органы с просьбой пересмотреть дело, учесть представленные родственниками обстоятельства. Заявления были отклонены и проигнорированы.
24 марта 2020 года она снова отправилась в прокуратуру, и после того, как на нее снова не обратили внимание, попыталась поджечь себя у здания генпрокуратуры при помощи бензина. Прибывшие на место полицейские отвезли ее в Центральное отделение, откуда по прошествии 8 часов насильно доставили в Аванский центр психического здоровья.
Об этом сообщает Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи.
24 марта женщина отправилась в генпрокуратуру с очередной просьбой о пересмотре уголовного дела сына. Однако слушать ее не пожелали.
«Сказали: здесь что, концерт по заявкам? Уходите, придете потом», – рассказала Соня Саргсян правозащитникам.
Чтобы привлечь внимание генпрокурора к делу сына, женщина попыталась совершить акт самосожжения у здания структуры. Сотрудники прокуратуры предотвратили попытку, начали оскорблять ее, применили физическую силу, затем вызвали полицию. Насилие продолжалось и в отделении.
Через 8 часов в одной из комнат отделения, где ей не предоставляли еду и воду, к женщине привели 2-х человек в синей униформе без отличительных знаков. Они вместе с полицейскими принудительно, с применением силы доставили Саргсян в Аванскую лечебницу.
«Меня увели 10 полицейских и двое врачей, избивали, волокли, толкали. Сказали, что отведут меня на беседу с врачом и вернут. Забрали в лечебницу, оставили вместе с людьми — их было человек 50 — с проблемами психики, заперли там. 10 дней меня незаконно удерживали», – рассказала женщина.
Первые два дня главврач и завотделением выдавали лекарства, якобы для стабилизации состояния Саргсян. Впоследствии она отказывалась принимать их на том основании, что от лекарств у нее ухудшается самочувствие.
Из лечебницы ее отпустили 3 апреля. По словам Саргсян, в основном благодаря вмешательству правозащитников.
О случившемся правозащитники узнали 28 марта. Им рассказала невестка женщины Эмма Магоян. Она попросила заняться защитой свекрови, которая подверглась насилию в силовых структурах и необоснованно оказалась в лечебнице.
31 марта правозащитная организация подала генпрокурору Армении Артуру Давтяну заявление о преступлении. Также обратилась в Минздрав, требуя от министра Арсена Торосяна представить разъяснения по поводу того, когда и на каком основании полицейские перевели Соню Саргсян в центр психического здоровья и на каком основании продержали там 10 дней.
1 апреля генпрокуратура перенаправила письмо организации в Специальную следственную службу для подготовки материалов в установленном законом порядке.
7 апреля правозащитники получили ответ из министерства здравоохранения о том, что запрашиваемые данные не могут быть предоставлены Ванадзорскому офису ХГА. В ответе говорилось, что они, в установленном законом порядке, могут быть предоставлены правоохранительным органам в рамках заведенного уголовного дела.