Высший судебный совет прекратил полномочия членов суда по делам о банкротстве Армении Ара Кубаняна и Геворга Нариняна до завершения производства по уголовному делу в их отношении.
17 июля прокуратура сообщила, что генпрокурор Артур Давтян ходатайствовал в ВСС о начале уголовного преследования в отношении двух судей в рамках уголовного дела, расследуемого в Службе нацбезопасности, и получения согласия на лишение их свободы.
Через несколько часов ВСС сообщил, что рассмотрел ходатайства и решил дать согласие, после чего СНБ ходатайствовала суду об избрании в отношении судей меры пресечения в виде ареста.
20 июля Геворг Наринян был арестован. Ходатайство следователя СНБ касательно ареста Кубаняна было отклонено.
Ранее Служба нацбезопасности сообщила, что уголовное дело было заведено в связи со злоупотреблением судьями должностными полномочиями, соучастием в упомянутых злоупотреблениях, должностным подлогом, незаконным обогащением, сокрытием подлежащих декларированию данных, узакониванием полученного преступным путем имущества в особо крупных размерах. При этом в сообщении говорится, что пострадавший по делу, вследствие вменяемых судьям действий признанный банкротом в октябре 2019 года, совершил попытку самосожжения перед зданием правительства, выражая недовольство допущенными в ходе судопроизводства злоупотреблениями и экспроприацией, имевшей место в результате этих злоупотреблений.
В сообщении Службы нацбезопасности, в частности, говорится о приобретении в течение 2019 года имущества на сумму 12 382 580 драмов, существенно превышающую объем законного дохода судьи. Согласно СНБ, впоследствии судья пытался придать законный вид незаконным доходам, пустив их в гражданский оборот.
Служба сообщила, что упомянутый судья, имея близкие отношения с другим судьей того же суда, который с учетом должностного положения находился в определенной зависимости от него, вместе с управляющим делами о банкротстве А.Х. узнал у них о признании частного предпринимателя С.А. банкротом в рамках гражданского дела и процессе реализации квартиры в центре Еревана, которая принадлежит членам его семьи. С целью приобретения этой квартиры по низкой цене он убедил управляющего делами о банкротстве воспрепятствовать процессу реализации: в 2018-2019 годах А.Х., злоупотребив полномочиями, дезориентировал различных заинтересованных в покупке недвижимого имущества лиц, сообщив, что имущество будет приобретено совладельцами, тем самым удержав потенциальных покупателей от участия в аукционах в законном порядке. Таким образом А.Х. обеспечил непроведение аукционов и обусловленное этим искусственное снижение стартовой цены квартиры.
В то же время судья, занимавшийся делом о банкротстве частного предпринимателя С.А., знавший о препятствиях, которые чинил управляющий с целью помешать естественному ходу процесса реализации квартиры, исходя из личной заинтересованности в исполнении просьбы знакомого судьи, обеспечения максимально низкой цены, используя служебные полномочия вопреки интересам и не исполнив служебные обязательства, в условиях, когда А.Х. длительное время не представлял отчетность, предусматриваемую законом о процессе банкротства, не принял никаких мер для срыва преступных деяний последнего и устранения их последствий.
«Достигнув предварительной договоренности с двоюродным братом Т.М, проинструктировав его, а также предоставив соответствующую информацию и финансовые средства, обеспечил его участие в назначенном на 27 сентября 2019 года аукционе по реализации недвижимого имущества. Согласно достигнутым договоренностям, Т.М., приняв участие в аукционе, приобрел упомянутое недвижимое имущество за 12 382 580 драмов, 8 октября того же года заключил договор купли-продажи недвижимого имущества, на основании чего фактически право собственности на принадлежавшее судье недвижимое имущество перешло Т.М.
Таким образом руководящий сотрудник органа судебной власти сумел узаконить полученные преступным путем 12 382 580 драмов.
В то же время добыты фактические данные о том, что продолжая преступную деятельность по просьбе сотрудника руководящего органа судебной власти, судья по делу частного предпринимателя С.А., злоупотребив должностными полномочиями, после устранения возникших препятствий, в частности, после организации выселения проживавших по отмеченному адресу лиц, с целью принудительного вывоза имущества и вещей из квартиры в процессе производства, 6 февраля 2020 года поручил управляющему А.Х. получить от Т.М. соответствующее заявление задним числом, предоставить ему оригинал для прикрепления к делу и создания определенной основы для дальнейшего вынесения незаконного судебного акта.
6 февраля Т.М. предоставил заявление, с использованием которого был принят судебный акт, в котором в качестве даты принятия отмечалось 4 февраля 2020 года, затем на основании этого содержащего ложные данные акта судья выдал исполнительный лист касательно обязательства вынести бытовую утварь (движимое имущество) из выставленной на аукцион и проданной квартиры», — говорится в сообщении СНБ.
Вследствие отмеченных действий была сорвана деятельность госорганов и неторговой организации, грубо нарушены права и законные интересы лиц, в том числе признанного банкротом человека и других совладельцев недвижимого имущества, расположенного в ереванском административном районе Кентрон, что привело к тяжким последствиям, как то: дорогостоящее недвижимое имущество было незаконно отчуждено, затем были созданы основания для его неправомерной передачи во владение другому лицу.
Кроме того, в рамках уголовного дела добыты достаточные фактические данные о том, что в 2017-2020 годах судья увеличил свое имущество на 100 000 долларов, что значительно превысило его законный доход.
Кроме того, в представленных за отчетный период декларациях сотрудник руководящего органа не задекларировал подлежащие декларированию имущество в особо крупном размере, данные о денежных средствах, а также узаконил полученные преступным путем средства в особо крупном размере и право на имущество.
В частности, чтобы скрыть все это, сотрудник руководящего органа судебной власти предложил заключить формальный договор о займе в 100 000 долларов, таким образов скрыв преступное происхождение как денежных средств, так и права на имущество, которое приобретается в результате владения этими средствами, в итоге придав этому законный вид», — в частности, говорится в сообщении Службы национальной безопасности.
17 июля генпрокурор принял решение о привлечении судей в качестве обвиняемых в соответствии с рядом статей УК.
Предварительно уведомив об этом Высший судебный орган, следственные действия были осуществлены как в административном здании суда по делам о банкротстве, так и по местам фактического проживания судей. В результате были обнаружены и конфискованы оформленные на разных людей свидетельства регистрации права собственности, большие суммы денег как в иностранной, так и в национальной валюте, иные материалы, представляющие интерес для дела.