КЛЕТКА ОТКРЫЛАСЬ. ВЫХОДИТЕ!
Размышления по поводу некоторых аргументов, мешающих обеспечению права на свободу передвижения в Азербайджане и Армении
***
Говорят: «Рано или поздно границу откроют, сами власти придут к этому».
Наши власти, гаранты безопасности и наблюдатели в конфликтной зоне (Алиев и Пашинян, Путин и Эрдоган) не включили в свою повестку эту задачу. Их риторика в отношении “разблокирования региона” носит популисткий характер, и подчиняется господствующей логике “вечной вражды”. Разблокирование на данном этапе приобретает обратный смысл – речь идет о транзитных коридорах, которые должны в первую очередь обеспечить контролируемую переброску грузов. На гражданском уровне, на уровне потребности в трансформации конфликта, коридоры – символ изоляции народов, а не общения. Власть не готова сейчас добровольно усложнить свою жизнь обеспечением прав граждан, у нее есть множество отговорок. Но кардинального противоречия между политикой властей и требованием обеспечить легальную процедуру взаимных посещений я не вижу.
***
Говорят: «Наши общества не готовы, народ надо готовить».
Считается, что нужно делать различные проекты, направленные на примирение, готовить специалистов, проводить опросы, тренинги, работая в третьих странах, или каждый у себя. В долгосрочной перспективе рассматриваются не только реформы в системе образования, изменение информационной политики, идеологии, но и полная демократизация наших стран. В переводе на прагматический язык это значит, что всем людям предлагается использовать лишь те права и свободы, которые спускаются сверху.
Разрешат нам осуществлять проекты, будем осуществлять, и даже мы готовы побороться (в меру дозволенного) за осуществление своих проектов. Так действовали все правозащитные и миротворческие организации на протяжении 30 лет. Такой подход верен для зарубежных НПО и фондов. Но тем, кто живет и работает в стране, пора, наконец, всерьез заняться своей защитой. Если активист, тренер, правозащитник, журналист сам не защищен, как он может вообще кого-то готовить?
Открытие границы легализует, делает законными контакты граждан Азербайджана и Армении. Это первое и необходимое условие для любой деятельности. И раньше, и сейчас, и в будущем власти намерены “заказывать” миротворчество или налагать запрет на все контакты, исходя из своих потребностей. Они поступали так и будут поступать — негласно, используя незаконные методы. Такой произвол работает на углубление конфликта.
Все, что делалось в сфере “грантовых” проектов, в сотрудничестве с западными фондами и/или собственным государством работало как в советском анекдоте про психбольницу. Армян и азербайджанцев держали в бассейне без воды. Научитесь плавать, потом нальем воду! И это будет продолжаться.
Контакты, сотрудничество и солидарность армян и азербайджанцев возможны только в условиях, когда государство обеспечивает их безопасность, а не ограничивает их свободное общение. Открытие границ — это первый шаг к открытию обществ, а не последний.
Коллеги, я призываю вас не повторять наш прошлый опыт, в нем нет ничего хорошего.
***
Говорят: «Сейчас опасно открывать границу, это создаст почву для провокаций и даже террористических актов».
Такой контраргумент формулируют “простые” люди, эксперты избегают прямых разговоров о собственных страхах. Я мог бы сказать, что подобный риск есть у каждого армянина и у каждого азербайджанца, независимо от того, где он находится сейчас. Я мог бы привести в пример совсем недавние события, с участием наших зарубежных “сородичей”, которые занялись вандализмом и избиениями на почве “этнического противостояния”. Я мог бы сказать, что это дело властей — обеспечивать общественный порядок и делать превенцию любых преступлений.
Но я просто спрошу, есть ли среди ваших знакомых человек, который пойдет на это? Не на словах, а на деле. И как вы измеряете вероятность насилия на почве этнической вражды ? И как вы будете измерять эту вероятность? Как вы будете оценивать агрессивность своих соотечественников через 5 лет, через 30 лет, через 100 лет?
***
Говорят: «Пока не восстановлена территориальная целостность/не решен вопрос статуса Карабаха, открытие границ невозможно»
Я оставил самое важное напоследок. Уважающие себя политологи, конфликтологи и правозащитники избегают давать такую формулировку от своего имени. Они говорят, что такова позиция властей. Они знают, что это не правовая формула, а пропагандистское клише. В очередной раз обеспечение прав человека ставится в зависимость от исхода переговоров, в которых замешано множество интересов и множество игроков. Да, это так, нашими правами и свободами торгуют все, кроме нас самих.
Обрисую, как я вижу сегодняшнюю ситуацию. Похмелье победы азербайджанского общества и угар поражения армянского дают о себе знать. Отрезвление причиняет боль, в той или иной степени каждому. Постепенно приходит понимание, что ничего не закончилось. Нет варианта начать с чистого листа, ни для кого, ни для ястребов, ни для голубей.
Остановились военные действия с перспективой новых кровопролитий. Наша локальная кровь, наши жертвы, наши страхи становятся разменной монетой в модной гибридной войне. В этой войне ни Армения, ни Азербайджан не являются игроками. Не те масштабы. Война или мир в нашем регионе не волнуют никого кроме нас самих. Очередная добровольная изоляция будет ограничивать нас во всем. Изоляция позволит оставить Карабахский конфликт нерешенным. Мы будем жить в казарме и дальше.
Я долгие годы нахожусь под постоянным прессингом, поэтому сразу же чувствую, когда он ослабевает. После подписания известного заявления от 9 ноября перед каждым человеком с гражданской позицией открылась дверь его клетки. Неожиданно открылась дверь клетки, в которую мы были заключены карабахским конфликтом: можно думать, говорить и даже делать то, что раньше было нельзя. Но мы не спешим выходить из клетки. Выходят только те, кому нечего терять. Родители, чьи дети пропали во время войны сегодня, прямо сейчас, выдвигают свои требования властям Армении.
Человек, заключенный в клетку, не может вести диалог с властью. Клетка открылась из-за войны, но мы знаем, что она скоро захлопнется. Поэтому надо использовать время по максимуму.
Единственным инструментом влияния является выдвижение правозащитных инициатив. Они описали в заявлении от 9 ноября то, что будут делать сами. Мы не можем подменить собой ни дипломатов, ни военных, ни чиновников, ни миротворцев, которые занимаются гуманитарными вопросами в зоне конфликта. Но мы можем завоевать новое поле влияния.
Требование свободы передвижения – тактический ход, который позволит гражданам двигаться дальше в обеспечении других прав и свобод. Реализация свободы передвижения — тактический ход, который будет способствовать прямому диалогу Баку и Еревана для окончательного решения конфликта и ликвидации всех его последствий.
Я прошу вас ускорить процесс отрезвления, сделать что-то новое, или пересмотреть текущие дела. Возможно, вы подскажете мне, что и как надо сделать, чтобы реализовалась идея законной процедуры взаимных посещений. Возможно, вы сами предложите мне что-то новое.
Руководитель «Кавказского центра миротворческих инициатив», координатор Текалинского процесса Георгий Ванян