Повод для беспокойства дает любое военное учение, считает глава армянского МИД. При этом он признает, что параллельно таким проявлениям, как совместные военные учения Турции и Азербайджана, Армения получает от турецкой стороны различные мессиджи.
После окончания прошлогодней 44-дневной войны в Карабахе у депутата от правящей в Армении фракции, члена постоянной Комиссии по внешним отношениям Гора Геворгяна стало складываться впечатление, что события, которые должны были внести ясность, «продолжают создавать неопределенность». Упомянув в ходе правительственного часа о стартовавших 1 февраля очередных турецко-азербайджанских учениях в Карсе, а также сославшись на заявление российской стороны об увеличении роли Турции в регионе и необходимости учитывать ее мнение, Геворгян спросил: каково стратегическое-тактическое видение Армении в этом случае?
«Ситуация, несомненно, очень сложная, — ответил министр, — и наша основная цель – сделать так, чтобы со временем укрепить атмосферу безопасности вокруг Армении и Арцаха. Это непростой вопрос, потому что это отражение общей геополитической ситуации, и естественно, как государство, как правительство, как общество мы должны стремиться приложить все усилия для того, чтобы ситуация шла к деэскалации, что также приведет к укреплению атмосферы безопасности.
Укрепление безопасности включает в себя множество элементов – от укрепления атмосферы покоя внутри страны до множества других площадок. В это входит также формирование благоприятной атмосферы вокруг Армении.
Любое военное учение дает повод для беспокойства. Мы, с одной стороны, видим подобные проявления, с другой стороны, видим различные мессиджи, поступающие от Турции.
В дипломатии принято доводить определенные послания при помощи мессиджей, но с учетом того, что речь именно о Турции, думаю, пришло время руководствоваться не мессиджами, а, в первую очередь, действиями.
Уверен, что под давлением международного сообщества Турция постепенно должна вернуться к естественному процессу. Больше нет причин подвергать Армению блокаде. Как известно, блокада, закрытие границы было обусловлено статус-кво в Арцахе, который изменился в результате применения силы, и у Турции больше нет причин оставлять закрытой границу с Арменией».
Армянская дипломатия, по словам министра, приложит действенные усилия для укрепления безопасности страны.
Депутат Геворгян сослался на опыт прошлого и выразил мнение, что, тем не менее, открытие границ может привести к проблемам и не только экономического свойства, «так как мы имеем дело с Турцией».
«В основу вашего ответа легла формулировка, согласно которой, у нас в этом случае проблем нет, но они у нас есть, проблемы не решены. Если два соседних государства проводят военные учения такого масштаба, которые сопровождаются воинственной риторикой, — это непосредственная угроза», — добавил парламентарий.
«Я, кажется, сказал, что любое военное учение является поводом для беспокойства, — ответил министр. – Я особо подчеркнул, что наша цель – укрепить атмосферу безопасности Армении и Арцаха…
Естественно, в будущем деблокада будет как предоставлять возможности, так и провоцировать серьезные вызовы. Мы как государство, как общество должны быть готовы и к сопротивлению вызовам, и к тому, чтобы воспользоваться возможностями.
Я полностью понимаю логику вашего вопроса, но считаю, что нужно создать благоприятную для Армении, для нашей дипломатии, нашего народа атмосферу, естественно, не пересекая красных линий и защищая наши государственные и национальные интересы».