Главная / Армения / “Мне что, умереть надо было?” — азербайджанские ветераны наедине со своими проблемами

“Мне что, умереть надо было?” — азербайджанские ветераны наедине со своими проблемами

На видео парень в военной форме сидит на тротуаре, обхватив голову руками, рядом лежат костыли. Это Раван Аббасов, ветеран карабахской войны 2020 года.

«Государство кричит о том, что надо заботиться о ветеранах. Не заботятся, братья, клянусь, не заботятся», — говорит Раван в камеру одного из немногих журналистов, пришедших снимать акцию.

— Садись… зачем мне здесь сидеть? Чего мне сидеть? Вон сидит, да, там сын министра… Зачем мне сидеть, объясни мне, зачем мне здесь сидеть?

Смотри, видишь — меня трясёт. Что мне делать? Посмотри, вот мои документы! Разве так можно? Предъявляю документы, говорит: на что мне документы?!

— Что тебе там сказали?

— Примут говорят, пока нет информации. Пусть другие спустятся сюда. Богом клянусь, я уже 3 тысячи манат задолжал. В долг покупаю, говорю, брат, давай, я потом верну… Как верну? Что мне продать, что продать? (чтобы с долгами рассчитаться). Дом продать, чтобы рассчитаться?

Власти кричат, о заботе о ветеранах и семьях шахидов! Не заботятся! Зам… зачем мне зам? Не нужен мне зам.

Ветераны карабахской войны 2020 года время от времени проводят в Баку акции протеста, жалуясь на равнодушие властей.

Так, например, несколько ветеранов собрались перед бакинской генеральной прокуратурой с требованием наказать полицейских, которые, как они утверждали, избили их.

На другой акции несколько десятков человек утверждали, что не могут получить статус ветеранов и, соответственно, полагающиеся им пособия. Они протестовали возле здания министерства труда и социальной защиты, сообщает Jam-news.

Одиночная акция Равана Аббасова состоялась перед тем же министерством. Его привели туда проблемы с получением степени инвалидности.

По официальным данным сторон, во время карабахской войны 2020 года погибли 2 904 человека с азербайджанской стороны и 3 788 человек с армянской стороны. Статус лиц с ограниченными возможностями получили 2 772 человека с азербайджанской и 1 494 человека с армянской стороны.

Одновременно с видео об акции Равана Аббасова на другом сайте была опубликована история еще одного ветерана, которому тоже не платят пособие.

«Говорят, что по моей болезни инвалидность не назначается. Мне, что, умереть надо было?», – возмущается Давуд Багирзаде. Он рассказал журналистам о поврежденных руках и ноге: работать Аббасов не в состоянии.

Ветераны войны в Карабахе 2020 года в Азербайджане получают 80 манатов [около $50] ежемесячно. Есть особая “президентская пенсия” для героев войны — 2 000 манатов [около $1 080], для национальных героев — от 1 500 до 1 800 [около $800-1000], и пособия для лиц с ограниченными возможностями — от 300 до 400 манатов [около $180-240].

Есть и другая помощь в виде бесплатного лечения, бесплатных автомобилей и бесплатных квартир, но она, во-первых, достается не всем, а во-вторых, сопровождается бюрократической волокитой и зачастую оказывается “наполовину”.

Именно на это жалуются ветераны на видео ниже — их товарищей отправили лечиться в Турцию, говорят они, а потом решили вернуть, не доведя лечение до конца.

Официальные и проправительственные медиа такие акции и жалобы, как правило, не освещают. А если и  говорят о них, то с сообщением о том, что данному конкретному ветерану уже помогли (или почему ему не могут помочь).

Так было с историей Фариза Агаева, который обратился к государству через социальные сети в сентябре 2021 года.

После этого министерство труда и соцзащиты поспешило сообщить, что Агаеву «были выделены три коровы и 400 килограммов корма» для создания семейного хозяйства, а «оценка инвалидности Фариза Агаева будет проводиться в соответствующих органах».

Председатель оппозиционной партии Народный фронт Азербайджана Али Керимли посвятил этой теме два поста в Facebook. В первом он сравнивал компенсации, выплачиваемые семьям погибших военнослужащих, и пособия ветеранам в Украине, России и Азербайджане (не в пользу Азербайджана). Во втором — отвечал троллям, атаковавшим предыдущую запись, точнее — властям, которые, не его взгляд, этих троллей на него натравили.

«Мы должны подать голос и объяснить им, что наш народ не так наивен, как они полагают. Мы требуем от вас обеспечить права прославивших нас героев Карабаха и обязательно этого добьемся!», – подытожил Керимли.

Остальные известные и активные оппозиционеры на проблемы ветеранов вообще никак не отреагировали, отмечает ресурс. Зато живо отреагировали антимилитаристы. Они еще во время войны 2020 года были против военного способа решения конфликта и теперь обращаются к своим оппонентам с почти риторическим вопросом: «Стоило ли жертвовать жизнями и здоровьем стольких людей, если теперь до выживших никому дела нет?».

«Эти кадры еще раз подтверждают, что попытка легитимировать новую войну, ссылаясь на травмы, пережитые карабахцами [во время первой войны], была ошибкой. Прошлая травма должна была не давать толчок для новой, а, напротив, служить предотвращению повторения таких же травм», — так отреагировала на видео с Раваном Аббасовым гендерная активистка Нурлана Джалил и тут же нарвалась на травлю в соцсетях за свою «непатриотическую» позицию.