Главная / Рынок / «Своего рода арабский рынок». Ереван снова вспомнил об уличной торговле

«Своего рода арабский рынок». Ереван снова вспомнил об уличной торговле

Мэрия работает над новым пакетом поправок к закону «Об основах администрирования и административном производстве». Предусматриваемый пакетом более жесткий подход к администрированию, уверены в столичной мэрии, не навредит работе торговцев и не ударит по их карману. Поводом коснуться этой темы послужил инцидент в центре Еревана.

Слива и черешня уже взвешены: пока мы обсуждали с худощавым, общительным продавцом участь товаров, не привозимых на продажу в Ереван из Мегри (по его словам, выгоднее реализовывать его на месте или экспортировать), к собеседнику Мише подошел молодой человек и протянул свой сотовый телефон.

Продавец заметно встревожился: он повторял «да, да, сейчас…», при этом оглядывался по сторонам, будто собеседник где-то рядом, видит его, но предпочитает не светиться.

У фруктов и ягод образовалась небольшая очередь: одни хотели абрикосов, другие спрашивали цену на плоды тутовника. Но продавец уже собирал вещи.

Стоявший у газетного киоска мужчина по-дружески советовал поспешить: «Сосед на соседа жалобу пишет… времена изменились».

Это происходило на одной из улиц в центре города, перед магазином духов, внутри которого, кстати, было оживленнее, чем обычно: несколько мужчин беседовали с работниками.

Они же позже подошли к продавцу цветов.

Наконец, представитель префектуры и полицейский обратились к Михаилу. Полицейский сфотографировал продавца при помощи планшета, на котором появились полное имя и адрес мужчины. Ему сообщили, что торговать в этом месте запрещено: работать на улицах могут только продавцы цветов и товаров, хранящихся в холодильнике. То есть те, кто платит налог.

Пока мужчина объяснял, что торговать во дворах зданий (куда, «идя ему навстречу», пытались отправить Мишу) невыгодно и параллельно собирал товар, люди из очереди сами стали взвешивать приглянувшиеся фрукты и ягоды, приговаривая, что всегда приходят именно сюда: «Чего вдруг запрещаете?..». После очередной просьбы продавца они стали расходиться, заплатив за абрикосы, вишню и клубнику.

Администрирование ужесточат

По действующему закону, торговля под открытым небом без специального разрешения приводит к штрафу: для граждан — в размере от минимальной зарплаты до двойной минимальной зарплаты. Этот закон все еще в силе, но в него, по словам представителя мэрии, внесут поправки, предусматривающие более жесткое администрирование.

Замначальника управления информации мэрии Тарон Геворгян сообщил Epress.am, что разрабатываемые поправки еще больше ужесточат администрирование: к примеру, после их вступления в силу товар могут конфисковать.

«Сколько бы мы ни подвергали административной ответственности, люди не платили — из-за неплатежеспособности или по иным причинам, но сейчас мы разрабатываем законодательную инициативу, в результате которой в случае неповиновения будет возможность конфисковать товар.

Да, новое законодательство предусматривает более жесткое администрирование, которое позволит действительно контролировать все это.

Это не самоцель, мы хотим исключить [подобное], потому что даже после составления протокола они не платят и уже через несколько часов продолжают торговлю на том же месте.

Мы не ставим перед собой задачу пополнить бюджет, мы просто действительно хотим всерьез бороться с этим явлением», — сказал Геворгян.

В настоящее же время борьба ведется в рамках «старого» закона.

Рынки как альтернатива

«Альтернатива — это рынки с соответствующими условиями, прилавками». Отвечая на вопрос о том, в состоянии ли продавцы платить за аренду, Геворгян заверил, что «многие выручают стократный размер этой суммы».

«Я не говорю все, но речь точно не о больших суммах. Скажем, есть рынки, где размер оплаты за день варьируется от 500 до 1000 драмов ($1.2-$2.4). На наших рынках достаточно свободных мест, просто некоторые продавцы говорят, что там нет ажиотажа, посетителей мало, с точки зрения прибыли это невыгодно. Но если мы убедимся, что делать покупки можно именно на рынке, думаю, и покупателям не составит труда пройти метров 10, чтобы сделать это в более цивильных условиях, хотя бы при наличии прилавков, под навесами».

Своего рода арабский рынок

«Во всех случаях, нужно учитывать, что, вне зависимости от администрирования, закрывая глаза на уличную торговлю, мы сами себя подвергаем угрозе, особенно в этот летний период, когда происходит множество случаев пищевого отравления», — добавил замначальника управления, напомнив, что торговля в непосредственной близости от улиц попросту запрещена: «В этой пыли, особенно если речь об ассортименте, содержащем крем, о мясных изделиях… Это категорически запрещено.

Это некрасиво не только в смысле градостроительства, но и с эстетической точки зрения. Превращается в своего рода арабский рынок…

Во всех случаях, нужно учитывать компонент безопасности».

По следам вероятной жалобы

Геворгян затруднился прокомментировать эпизод, когда группа проверяющих подошла к торгующему на тротуаре, предварительно пообщавшись с сотрудниками магазина: «Не могу сказать, почему они сначала вошли в магазин. Но вообще они наделены полномочиями проводить проверки в том числе в магазинах».

Также собеседник рассказал о каждодневных рейдах, осуществляемых как Управлением торговли и услуг, так и соответствующими отделами административных районов города, которые, по его словам, работают «буквально без выходных».